Методические рекомендации по заполнению паспорта пожарной безопасности населённого пункта, подверженного угрозе лесных пожаров
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по заполнению паспорта пожарной безопасности населённого пункта, подверженного угрозе лесных пожаров (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях самостоятельной оценки достаточности принятых органами местного самоуправления мер по обеспечению противопожарной защищенности населенных пунктов к климатическому сроку начала пожароопасного сезона. Паспорт пожарной безопасности населённого пункта, подверженного угрозе лесных пожаров (далее – Паспорт) составляется на каждый населенный пункт, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение, подверженный угрозе лесных пожаров и имеющий статус гражданского поселения (далее – Населенный пункт).
2. Населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров в случае непосредственного примыкания границ населенного пункта к лесному участку, либо наличия на территории населенного пункта городских лесов. Под непосредственным примыканием населенного пункта к лесному участку следует понимать произрастание крайних деревьев лесного участка на расстоянии менее: 100 м до границы застройки городского поселения; 30 м до границы застройки городского либо сельского поселения с одноэтажной либо двухэтажной индивидуальной застройкой.
3. Нормативное регулирование порядка организации сбора сведений для формирования Паспорта, осуществляется соответствующими муниципальными правовыми актами. Установление климатического срока начала пожароопасного сезона осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей территории.
4. Паспорт определяет основные показатели и критерии оценки готовности населенного пункта к климатическому сроку начала пожароопасного сезона.
5. Типовая форма Паспорта приведена в приложении. По решению председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации указанная форма Паспорта может быть дополнена иными показатели готовности населенного пункта к климатическому сроку начала пожароопасного сезона. 6. Подготовка Паспорта осуществляется ежегодно органом местного самоуправления (района, поселения, городского округа). Паспорт в отношении садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения формируется коллективом правления объединения.
7. Паспорт подписывается главой органа местного самоуправления (района, поселения, городского округа) в двух экземплярах. В отношении садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения наряду с главой органа местного самоуправления Паспорт подписывается председателем (руководителем) объединения.
8. Один из экземпляров подписанного Паспорта в установленном порядке к климатическому сроку начала пожароопасного сезона направляется в адрес председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации. Второй экземпляр подлежит постоянному хранению в органе местного самоуправления.
9. Копия Паспорта, заверенная печатью органа местного самоуправления, в трехдневный срок после подписания соответствующим должностным лицом, представляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также в территориальное подразделение государственной противопожарной службы, созданное в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенном пункте (районном центре). В случае формирования паспорта на садоводческое, огородническое или дачное некоммерческого объединения данная копия наряду с печатью органа местного самоуправления заверяется печатью данного объединения.
II. Основные показатели и критерии оценки готовности населенного пункта к пожароопасному сезону
10. Паспорт содержит следующие показатели готовности населенного пункта к пожароопасному сезону:
10.1. Противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка(ов) границы населённого пункта с лесным участком;
10.2. Минерализованная полоса установленной ширины на всей протяжённости участка(ов) границы населённого пункта с лесным участком;
10.3. Организация своевременной очистки территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п;
10.4. исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации;
10.5. Исправная телефонная или радиосвязь для сообщения о пожаре;
10.6. Естественные и искусственные водоемы, используемые для целей наружного пожаротушения, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности;
10.7. Источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, реки, озера, пруды, бассейны, градирни и т.п), отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности, расположенные в пределах 500 м от любого строения населенного пункта;
10.8. Подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям;
10.9. Площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения;
10.10. Пожарные гидранты, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности и прошедшие проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона;
10.11. Указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним;
10.12. Исправное наружное освещение в темное время суток территории населенного пункта;
10.13. Добровольное пожарное формирование;
10.14. Первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь (ранцевые огнетушители, мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты, багры и т.п) для привлекаемых к тушению пожаров добровольных формирований; 10.15. Муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок подготовки населенного пункта к пожароопасному сезону и привлечения населения (работников организаций) для тушения лесных пожаров; 10.16. Включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий населенного пункта.
10.17. Подъездная автомобильная дорога, соответствующая установленным требованиям.
11. Критерием оценки готовности населенного пункта к пожароопасному сезону является соответствие фактического показателя совокупному требуемому показателю, установленному следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации по пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. №200-ФЗ; Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №417; Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 и зарегистрированные в Минюсте России 27 июня 2003 г. (регистрационный № 4838);
12. Паспорт, наряду с показателями и критериями оценки готовности населенного пункта к пожароопасному сезону, должен содержать характеристики населенного пункта и перечень сил и средств подразделений пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара в населенном пункте.
III. Вывод о готовности населенного пункта к пожароопасному сезону
13. Вывод о готовности населенного пункта к пожароопасному сезону делается на основании критерия «имеется» по всем показателям готовности населённого пункта. При одном или нескольких критериях «отсутствует» населенный пункт считается не готовым к началу пожароопасного сезона. В случае если показатель не может быть применен на основании установленных требований к данному населенному пункту, то соответствующий ему критерий при оценке готовности не учитывается (в соответствующей графе ставится прочерк).
1. Методические рекомендации по заполнению паспорта пожарной безопасности населённого пункта, подверженного угрозе лесных пожаров (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях самостоятельной оценки достаточности принятых органами местного самоуправления мер по обеспечению противопожарной защищенности населенных пунктов к климатическому сроку начала пожароопасного сезона. Паспорт пожарной безопасности населённого пункта, подверженного угрозе лесных пожаров (далее – Паспорт) составляется на каждый населенный пункт, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение, подверженный угрозе лесных пожаров и имеющий статус гражданского поселения (далее – Населенный пункт).
2. Населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров в случае непосредственного примыкания границ населенного пункта к лесному участку, либо наличия на территории населенного пункта городских лесов. Под непосредственным примыканием населенного пункта к лесному участку следует понимать произрастание крайних деревьев лесного участка на расстоянии менее: 100 м до границы застройки городского поселения; 30 м до границы застройки городского либо сельского поселения с одноэтажной либо двухэтажной индивидуальной застройкой.
3. Нормативное регулирование порядка организации сбора сведений для формирования Паспорта, осуществляется соответствующими муниципальными правовыми актами. Установление климатического срока начала пожароопасного сезона осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей территории.
4. Паспорт определяет основные показатели и критерии оценки готовности населенного пункта к климатическому сроку начала пожароопасного сезона.
5. Типовая форма Паспорта приведена в приложении. По решению председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации указанная форма Паспорта может быть дополнена иными показатели готовности населенного пункта к климатическому сроку начала пожароопасного сезона. 6. Подготовка Паспорта осуществляется ежегодно органом местного самоуправления (района, поселения, городского округа). Паспорт в отношении садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения формируется коллективом правления объединения.
7. Паспорт подписывается главой органа местного самоуправления (района, поселения, городского округа) в двух экземплярах. В отношении садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения наряду с главой органа местного самоуправления Паспорт подписывается председателем (руководителем) объединения.
8. Один из экземпляров подписанного Паспорта в установленном порядке к климатическому сроку начала пожароопасного сезона направляется в адрес председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации. Второй экземпляр подлежит постоянному хранению в органе местного самоуправления.
9. Копия Паспорта, заверенная печатью органа местного самоуправления, в трехдневный срок после подписания соответствующим должностным лицом, представляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также в территориальное подразделение государственной противопожарной службы, созданное в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенном пункте (районном центре). В случае формирования паспорта на садоводческое, огородническое или дачное некоммерческого объединения данная копия наряду с печатью органа местного самоуправления заверяется печатью данного объединения.
II. Основные показатели и критерии оценки готовности населенного пункта к пожароопасному сезону
10. Паспорт содержит следующие показатели готовности населенного пункта к пожароопасному сезону:
10.1. Противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка(ов) границы населённого пункта с лесным участком;
10.2. Минерализованная полоса установленной ширины на всей протяжённости участка(ов) границы населённого пункта с лесным участком;
10.3. Организация своевременной очистки территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п;
10.4. исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации;
10.5. Исправная телефонная или радиосвязь для сообщения о пожаре;
10.6. Естественные и искусственные водоемы, используемые для целей наружного пожаротушения, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности;
10.7. Источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, реки, озера, пруды, бассейны, градирни и т.п), отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности, расположенные в пределах 500 м от любого строения населенного пункта;
10.8. Подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям;
10.9. Площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения;
10.10. Пожарные гидранты, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности и прошедшие проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона;
10.11. Указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним;
10.12. Исправное наружное освещение в темное время суток территории населенного пункта;
10.13. Добровольное пожарное формирование;
10.14. Первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь (ранцевые огнетушители, мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты, багры и т.п) для привлекаемых к тушению пожаров добровольных формирований; 10.15. Муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок подготовки населенного пункта к пожароопасному сезону и привлечения населения (работников организаций) для тушения лесных пожаров; 10.16. Включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий населенного пункта.
10.17. Подъездная автомобильная дорога, соответствующая установленным требованиям.
11. Критерием оценки готовности населенного пункта к пожароопасному сезону является соответствие фактического показателя совокупному требуемому показателю, установленному следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации по пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. №200-ФЗ; Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №417; Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 и зарегистрированные в Минюсте России 27 июня 2003 г. (регистрационный № 4838);
12. Паспорт, наряду с показателями и критериями оценки готовности населенного пункта к пожароопасному сезону, должен содержать характеристики населенного пункта и перечень сил и средств подразделений пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара в населенном пункте.
III. Вывод о готовности населенного пункта к пожароопасному сезону
13. Вывод о готовности населенного пункта к пожароопасному сезону делается на основании критерия «имеется» по всем показателям готовности населённого пункта. При одном или нескольких критериях «отсутствует» населенный пункт считается не готовым к началу пожароопасного сезона. В случае если показатель не может быть применен на основании установленных требований к данному населенному пункту, то соответствующий ему критерий при оценке готовности не учитывается (в соответствующей графе ставится прочерк).