Три недели назад берега рек Туры и Тобола плотно сковывал ледяной панцирь. В начале марта вместе с сотрудниками Тюменского участка государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Тюменской области мы проверяли состояние переправ на их пригодность к дальнейшей эксплуатации. Тогда метровый бур не доставал до воды. Прочность переправы подтверждалась полутораметровой толщиной льда.
На этот раз мы приехали на переправу, чтобы стать свидетелями ее распиловки. На вопрос для чего нужен такой метод уничтожения ледовой дороги начальник тюменского участка ГИМС Олег Новик пояснил, что поднявшаяся вода, понесет по течению не только расколовшиеся льдины, но и смерзшуюся глыбу переправы. Это прямая угроза мостам, находящимся вниз по течению. Технологию распиловки переправ применяют давно, но в Ярковском районе это делается впервые. Две ледянки в селе Покровка через реку Тура и в районном центре Ярково через Тобол ждали своей участи.
Съезд к Туре изрядно развезло. Наш Газик, благодаря всем своим ведущим, с трудом выруливал в жидких колеях. На легковой машине здесь до русла уже и не добраться. Оголенные берега неприветливо смотрят на ставшую прозрачной реку. Зеленоватый лед, уже начал отходить от берега, образовывая забереги. А сама переправа утонула под двадцатисантиметровой наледью.
Инспектор ГИМС Васима Нигматуллина, специалист, который в последние две недели вела ежедневный контроль над речными дорогами, пояснила, что запрещающие знаки, выставленные уже несколько дней назад, останавливают большинство водителей, но далеко не всех. Есть любители экстрима, которые, рискуя собственной жизнью и жизнью своих пассажиров, мчатся по утонувшей в воде переправе. По словам Васимы, на местном радио прозвучало объявление о том, что переправы закрыты, и распилены.
Однако к переправе то и дело подъезжали автомобили. Некоторые водители выходили из машин, интересовались что происходит, другие разворачивались, увидев сотрудников ГИБДД, а один настойчиво просил проехать последний раз, поскольку он очень спешит в заречную деревню на похороны. На слова милиционера, о том, что стоит запрещающий знак, и что переправы больше нет, мужчина утверждал, что лед еще прочный, и он проскочит в последний раз. И только замечание нашего водителя, что это может быть поездка на собственные похороны, охладили пыл экстримала. Его Нива, крутанувшись на месте, отправилась в объезд. Крюк в сорок пять километров водителя явно не радовал.
Процесс распиловки занял немного времени. Трактор «Беларусь», оборудованный фрезой въехал на реку и вонзился железной пилой в лед. Он медленно, зигзагообразно двигался по ледяной дороге, поднимая за собой столб водяной пыли и снежных брызг. Ровные треугольники оставались на месте, скованные ледяным панцирем. Вода поднималась на глазах. Ту же работу специалисты ДРСУ проделали на реке Тобол. Опущенный шлагбаум и «кирпич» на въезде остановили еще одну группу, спешащую на другой берег. Компания решила проверить своими силами, настолько ли опасен путь через реку. Вооружившись импровизированным посохом, двое мужчин отправились через реку пешком. Скользя по льду, они перебрались на противоположный берег и оттуда дали отмашку своему водителю, продолжив путь пешком.
Инспектор ГИБДД, лейтенант Евгений Чемагин сообщил, что с сегодняшнего дня контроль на дорогах к бывшим переправам будет усилен.
По словам Новика, на территории Тюменского участка ГИМС действовало четыре ледовые переправы. Завтра будут распилены еще две – в Нижней Тавде и селе Сорокино.
Как только пройдет ледяная шуга, жители Ярковского района смогут воспользоваться паромом. Он уже вытаял из снежных заносов и ждет своего часа.
Зинаида Каменева