В рейд по ледовым переправам мы отправились с руководителем Тюменского отделения центра ГИМС Олегом Новиком. На календаре - март, но оттепелью еще и не пахнет. Все - в снегу, деревья, поля и деревни, которые мы проезжаем, следуя в Ярковский район. Снег идет целый день, пополняя и без того богатые запасы. Что собственно можно проверять на ледовой переправе, что ей может сделаться? Этот вопрос вертится на языке, и я произношу свои мысли вслух.
- Ледовые переправы у нас под контролем весь сезон. Мы с ними, как с детьми - от рождения и до закрытия. В Ярковском районе их три, еще одна в Нижнетавдинском. Сегодня закончился срок эксплуатации переправ, мы должны оценить их состояние и дать заключение на дальнейшую работу, -
Олег Николаевич рассказывает о переправе и обо всем, что связано с реками, как о чем-то родном и близком. В его речь вплетаются незнакомые слова и понятия: урез воды, наледь, забереги и прочее. Это не удивительно, ведь Новик - капитан с тридцатилетним стажем, и реки тюменского края исходил вдоль и поперек. Но, довольно скоро стало ясно, что все специалисты, принимающие участие в эксплуатации и надзоре за состоянием речных дорог говорят на этом специфическом языке. Существует сугубо деловой документ - паспорт переправы, в котором «забереги» отмечены, как важный фактор прекращения ее деятельности. Это расстояние от берега до полоски льда, разделенное водой. А еще в этом документе указано время, когда на реке появляется шуга, когда устанавливается первый лед и когда он достигает толщины двадцать сантиметров, в каком состоянии съезды к дороге, и когда на реке начинается ледоход. Есть здесь информация о сроках намывания льда, замерах и проверках, появлении наледи, то есть воды на дороге и трещин в толще льда.
Инспектор ГИБДД Евгений Чемагин, инспектор ГИМС Васима Нигматуллина, мастер ДРСУ Анис Нигматуллин ожидали нас на реке Тура у деревни Покровка - родине исторически известной личности Григория Распутина. Деревня, укутанная снегом, казалось, замерла. На дворе ни машин, ни людей, и только на переправе полным ходом шла работа. Метровый бур вгрызался в лед, его рукоятка уже цеплялась за поверхность лунки, а вода так и не показалась. Это уже третья проба, всего их положено шесть. Только три оставшиеся будут пробурены не на намытой переправе, а непосредственно на реке.
- Толщина льда превышает нормативные показатели в разы,- констатировал Новик - дорога очищена от снега, спуск и подъем отсыпаны мелким гравием, на берегах выставлены требуемые знаки. Можно использовать ее без риска для жизни людей.
Можно то оно конечно можно - только за все время нашего пребывания на реке через нее перебрался единственный старенький «жигулёнок».
Это день сегодня такой хмурый, - делится впечатлениями Васима Нигматуллина,- хотя на этой переправе движение не очень большое, а вот в Ярково - как на федеральной трассе.
Отправляемся в Ярково. Тобол, как и Тура, одет в толстый ледовый панцирь и занесен снегом. Берега сравнялись с некогда водной гладью, и отгадать, что дорога идет через реку можно только по установленным знакам, да вмерзшему в лед парому - летней переправе. Здесь действительно идет оживленное движение, машины, сбрасывая ход, плавно спускаются на ледяную дорогу и продолжают свой путь в отдаленные населенные пункты.
- Жители более двадцати сельских поселений пользуются в зимнее время ледовыми переправами, - рассказал Анис Нигматуллин. Дорога эта областного значения, она сокращает путь следования на сорок пять километров. Ежегодно, в соответствии с распоряжением Главы администрации Ярковского района наше дорожно-строительное управление наводит переправы. В соответствии с требованиями МЧС и ГИБДД устанавливаем знаки, измеряем толщину льда, высчитываем грузоподъемность. Вот здесь стоит знак «ограничение 10 тонн», большегрузы уже не пойдут. За этим следят сотрудники ГИБДД. Толщина льда должна быть не менее 50-ти сантиметров. Но вы сами убедились, что здесь более метра. В процессе устройства переправы мы задействовали три мотопомпы. Есть в арсенале и установка «Град», которая распыляет воду. Все «ледянки» обслуживает бригада из шести человек.
Пока специалисты исследовали толщину льда, мы успели поговорить с местными жителями, охотно делящимися своими мыслями. Директор Ярковской компании «Межрайгаз» следовал за Тобол по делам фирмы. Он отметил хорошее состояние переправы, поблагодарил людей, создавших такую безопасную, и такую необходимую дорогу, и сообщил, что пользоваться переправой не страшно, так как он знает, что за ней пристально следят.
Житель села Ярково, подвозивший попутчика из деревни Маранка, сообщил, что пользуется ледяной переправой до того времени, пока ее не закроют. Ему дважды в месяц приходится выезжать за Тобол, а переправа экономит и время и деньги. Правила пользования ледовой дорогой он знает, в подтверждение тут же перечислил их. Его пассажир также оказался словоохотливым человеком и назвал переправу дорогой жизни: – Здесь до райцентра от моей деревни рукой подать, - откровенничал он, – всего пятнадцать километров, можно и пешком дойти. А летом пользуемся паромом.
О там, как соблюдаются правила пользования дорогой, нам поведали инспектор ГИБДД Чемагин. По его словам, нарушения случаются. Водители, не взирая на запрещающие знаки, пытаются проскочить и до открытия переправы, и после ее закрытия. К таким принимаются строгие меры, но в целом - народ законопослушный. Была в районе одна несанкционированная переправа, но органы местного самоуправления закрыли ее. Сотрудники ГИБДД отслеживают замеры, с наступлением оттепелей толщину льда будут замерять два раза в неделю, а при появлении заберегов ледяную дорогу закроют. В это время посты у переправ будут усилены.
Руководитель тюменского отделения ГИМС подтвердил, что с потеплением до ноля градусов проверки усилятся. На вопрос, когда же будут закрыты переправы, он ответил, что по многолетним наблюдениям это произойдет в середине апреля, хотя от погоды можно ожидать чего угодно, в том числе и ранней дружной весны. И напомнив, что хороший хозяин готовит телегу зимой, Новик проинформировал судовладельцев о перерегистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России. Проводится перерегистрация маломерных судов, зарегистрированных до 2006 года, после чего е выдаются новые судовые билеты с указанием формулы класса.
Зинаида Каменева.