17 июля 2018, 10:10
10
8 минут

Государственный пожарный надзор в современных условиях

О том, какие изменения претерпел государственный пожарный надзор, и какой стала работа в нем, мы поговорим с начальником отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы УНД Главного управления МЧС России по Тюменской области, Усольцевым Сергеем Николаевичем.

–Добрый день! Сергей Николаевич, скажите, как изменился государственный пожарный надзор за последние пять лет?

–Дело в том, что в 2013-2014 годах началось реформирование государственного пожарного надзора. Таким образом, мы начали переходить от надзорных мероприятий (проверок, выдачи предписаний, привлечения к административной ответственности) на такой формат работы как профилактика нарушений обязательных требований. Сейчас у нас разрабатываются программы профилактики на два года – это профилактика в жилом секторе, на объектах с массовым пребыванием людей и детей, в текущем году уже проведено 7 сезонных профилактических операций.

– Сергей Николаевич, скажите, что подразумевает под собой понятие «надзорные каникулы»?

– Все это началось с внесения изменений в 294-ФЗ о надзорных каникулах. Если раньше у нас в плане было 3000 плановых проверок, то на сегодняшний день их всего 270. То есть надзор, как проверки пошел вниз, а как профилактика пошел вверх. Т.е. период с 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещено включать в план плановых проверок субъекты малого и среднего предпринимательства. Сейчас «надзорные каникулы» заканчиваются, и их продление не планируется. Дело в том, что в этот период, в рамках реформирования надзорной деятельности, при планировании проверок внедрен  риск-ориентированный подход.

–Что включает в себя риск-ориентированный подход?

- Суть заключается в том, что существуют разные классы функционального назначения объектов: общественное здание, жилой дом, торговый центр, детский садик, школа. Далее, все эти категории разделяются на категории рискоопасных: на каком объекте наиболее высокий риск возникновения пожара, чрезвычайной ситуации, какой объект наиболее опасен. Исходя из этого, и определяется периодичность проведения проверок. То есть жилой дом в 9 этажей мы будем проверять раз в семь лет. А вот места пребывания детей (школы, сады, лагеря) проверяются каждый год. Это и называется риск-ориентированный подход. И он также применяется во всех надзорных органах.

–Сергей Николаевич, по вашему мнению, работа за последние 5 лет стала легче или наоборот, сложнее?

-Дело в том что, что раньше суть нашей работы заключалось в том, что мы проводили проверки, выявляли нарушения и приходили контролировать их устранение. В этом мы и видели свою работу.

–Как обстоит дело сейчас?

–Сейчас наша работа направлена на профилактику. Мы проводим тренировки по эвакуации людей, инструктируем людей о действиях людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Я не могу точно сказать, стало легче или сложнее. Сейчас стало все более автоматизированным, более цифровым. Например, появился «Единый реестр проверок», где надзорные органы «забивают» все результаты своих проверок.

–То есть получается, что работа государственного пожарного надзора перешла на новый уровень?

-Да. В соответствии со всем этим, как я и говорил, количество проверок снижается. Мы свою работу видим уже по большей части в рамках статистики: количество пожаров уменьшается, гибель людей снижается. Как вы видите, это изменения в лучшую сторону. Проверки и приостановки работы больших ТЦ, проведенные за последние 3 месяца.. Вы понимаете, что суд не так просто приостанавливал их работу: мы выявляли нарушения, которые создавали угрозу безопасности. На основании результатов проверки и принималось решение о приостановлении работы.

-Сергей Николаевич, почему раньше не производились проверки на таких объектах? Почему обязательно должна была случиться трагедия, чтобы начались массовые проверки?

-Есть надзорные каникулы. Включать в план проверок субъекты малого предпринимательства мы не могли. Например у нас в Тюмени, Торговый дом «Центральный». Казалось бы, какой там малый бизнес: огромное здание, 5 этажей. Но в этом здании находятся 250 собственников, и нет единого владельца, который бы все это содержал. Вот и получается, что включать их в план проверок мы не могли: потому что они являются субъектами малого предпринимательства. Мы ходили туда с проверками, но исключительно по обращениям граждан, по их жалобам. Однако, при таких проверках, проверяются только те факты, которые были отражены в обращении.

- За последние 5 лет с технической стороны произошли какие-то улучшения или ухудшения? Может быть, появились какие-то новые технологии?

Если говорить об изменениях из противопожарных средств защиты, то они, конечно, появляются, наука тоже не стоит на месте. Однако основные изменения произошли больше в цифровой сети: это передача сигнала, если раньше были защищенные радио-каналы, то сейчас это происходит через GSM.Также теперь все стало более открытым: каждый человек может посмотреть план, который есть на сайте генпрокуратуры. С результатами проверок можно ознакомиться на «Едином реестре проверок». Теперь мы стали более прозрачными, открытыми.

- А формы работы с предпринимателями как то изменились?

- Начиная с 2017 года ежеквартально обобщаются результаты правоприменительной практики, которые затем выносятся на публичные обсуждения с привлечением экспертных сообществ, представителей общественных объединений и организаций, представляющих интересы бизнеса, представители подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены и планируются проверочные мероприятия, а также представители других контрольно-надзорных органов и органов исполнительной власти. Ещё одним важным изменением будет создание личного кабинета инспектора.

- Кабинет инспектора уже существует или пока только планируется?

- Он только планируется в рамках реформирования. В кабинете можно будет пообщаться с инспектором через онлайн, в сети Интернет, задать вопросы, получить консультацию.

– На публичные слушания может попасть любой желающий?

– Абсолютно, слушания открытые, их график есть на нашем официальном сайте. Так как это касается всех надзорных органов, эта информация есть и на сайте Правительства Тюменской области. Информацию можно найти в разделе публичные слушания, где есть план их проведения. Если вы пожелаете прийти, никаких заявительных форм не потребуется.

– Сергей Николаевич, мне бы хотелось вернуться к вопросу  о том, стала работа легче или сложнее? Вы сказали, что сейчас работа Государственного пожарного надзора стала более технологичной, более цифровой. По вашему мнению, легче ориентироваться во всём этом быстро развивающемся информационном пространстве или все-таки раньше работа была намного проще?

–Нет, конечно, сейчас в связи с цифровизацией документов работа стала намного легче. К примеру, я могу посмотреть во внутренней программе, все, что было 8 лет назад на нужном мне объекте. А раньше для этого мне пришлось бежать в архив, что-то искать. Сейчас все решается одним кликом мышки: просто зашел в компьютер и посмотрел. Конечно, цифровизация очень помогает, она ускоряет все процессы. Если раньше, когда я начинал свою работу, я все предписания писал через копирку, потому что в двух экземплярах надо, то сейчас можно прямо в период проведения проверки распечатать этот документ.

- Сергей Николаевич большое спасибо и может, что-то хотите пожелать предпринимателям нашей области?

- В современных условиях Государственный пожарный надзор становится более открытым. Наша цель не быть «карающим мечём», а помочь предпринимателям сделать свой бизнес безопасным. Если у Вас возникли проблемные вопросы по обеспечению пожарной безопасности, мы всегда готовы выслушать и помочь найти решения их реализации.

 

Алёна Федотова

Елизавета Старцева

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»