4 мая 2017, 08:08
46
14 минут

Высокое ощущение надежности

Заместитель начальника Главного управления МЧС России по Тюменской области (по Государственной противопожарной службе), полковник внутренней службы Андрей Владимирович Михновичутверждает, что коллектив Управления государственного пожарного надзора – это монолит, семья, в которой вырастают специалисты разных профилей и направлений. Каждого из них принимали, поддерживали и вели к вершине карьерной лестницы. В этом коллективе, по его мнению, очень высокое ощущение надежности.

- Андрей Владимирович, Вы ощутили на себе поддержку коллектива?

- «В управлении государственного пожарного надзора, меня создали, как специалиста. Службу в пожарной охране я представлял себе несколько иначе, нежели сложилось в реальности. Будучи подростком, я занимался пожарно-прикладным спортом в юношеской команде Тюменской области под руководством тренера Михаила Федорова, имел разряды и спортивные награды, и собственно в спорте видел свое будущее. Но на одной из тренировок получил травму, после которой восстановиться не смог. Тем не менее, я поступил в Свердловское пожарно-техническое училище и успешно его закончил. В училище я еще выступал за сборную команду, показывая неплохие результаты, но понимал, что моей профессией спорт уже не станет.

В 2000 году, по распределению, я начал службу в отделе координации и статистики. По сути, отдел являлся штабом, в который тянулись все нити управления подразделениями. Подчинялся отдел начальнику УГПС. Я проходил здесь стажировку, поэтому работа отдела не стала для меня откровением.

В 2000 году, впервые в практике УГПС молодых специалистов оставляли в отделах управления. Вместе со мной распределялись, только в отделы ГПН, Сергей Усольцев, Евгений Лемермайер и Дмитрий Козлов.

Так вот к вопросу о поддержке: первые годы службы, как первые годы жизни проходят немного в бессознательном состоянии. Проходит года полтора, прежде чем человек осознает себя в службе, осмыслит, что и как происходит в областной системе пожарной охраны. Вначале я просто нес службу и вливался в коллектив.

Эталоном офицера управленческого звена стал для меня начальник отдела координации и статистики Игорь Борисович Склюев. Я пытался перенять его методы работы: порядок постановки вопроса, порядок реализации, оценку ситуации. Он все делал спокойно и просто, умел упростить задачи до минимума, чтобы все было ясно. Ему присуще здравомыслие и адекватная достаточность в проведении мероприятий. Он понимал, сколько и куда приложить усилия, чтобы получить результат.

Через полгода меня назначили старшим инспектором. В отделе работали Ильдар Халитов, Марина Чикишева и моя будущая жена Ирина Кокшарова. Они занимались сбором информации, статистикой, сверками с отделом дознания, с криминалистическим отделом ГУВД по пожарам, взаимодействием с автономными округами. В начале века, информация из округов шла через Тюмень».

С чего начиналась Ваша служба в отделе?

- «Это была интересная работа. На первом этапе службы в мои обязанности входило: подготовка и протоколирование оперативных совещаний при начальнике УГПС, подготовка решений этих совещаний, полугодовое и квартальное планирование, контроль над выполнением планов, подготовка графиков инспектирования подразделений, участие в инспектировании.

В отдел действительно стекалась информация по всем видам деятельности, которыми занимаются подразделения пожарной охраны. Мы готовили расширенные анализы по разным направлениям деятельности, от оперативной обстановки с пожарами до состояния пожарной техники и ремонта пожарных автомобилей.

На основании этих анализов и исследований готовились доклады на совещания и заседания правительства области, принимались решения на уровне УГПС и области в целом. Есть известное высказывание: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

- Ваша дальнейшая служба в пожарной охране связана с ГПН...

- «Я уже полностью вошел в ритм работы, когда произошло слияние пожарной охраны с ГО и ЧС. В управлении гражданской обороны имелся свой орган – отдел оперативного планирования, его функции частично перекликались с задачами, выполняемыми отделом координации, поэтому мы оказались в «подвешенном» состоянии. Но вопрос статистики в сфере пожарной безопасности оставался актуальным, и начальник управления надзорной деятельности Сергей Владимирович Зиневич доказал целесообразность работы отдела в составе ГПН. В 2004 году мы всем составом перетекли в управление надзорной деятельности, став не штабным подразделением, а аналитическим. Отдел статистики, так он теперь именовался, возглавил Игорь Борисович Прокопьев, его сменил Алексей Анатольевич Ларченко. Мне предложили должность заместителя начальника отдела. По сути, мы продолжали прежнюю деятельность, которая и сегодня выполняется отделом, возможно, с большим охватом показателей и субъектов аналитических исследований.

Сейчас, с позиции времени, я понимаю, насколько дальновидным был шаг Сергея Зиневича, поскольку, добившись сохранения отдела в составе управления ГПН, он заложил научный подход к профилактической, административной и законотворческой деятельности в области пожарной безопасности».

- Реформы. Как менялась работа ГПН в последние годы?

- «Работа менялась в соответствии с требованиями времени. Вначале моей работы – это были жесткие требования ко всем сотрудникам и по всем вопросам. Спрос за все контрольные мероприятия, текущих контрольных вопросов по основной деятельности было гораздо меньше, чем теперь, но гораздо больше и серьезнее уделялось внимание состоянию пожарной безопасности объектов. В ГПН на планерке поднимались вопросы по конкретным объектам, недостаткам, проблемам, решалось, что и как необходимо делать, чтобы переломить ситуацию.

В эпоху перемен, начиная с 2005 года, Министерством решались задачи по поиску новых форм и методов надзорной деятельности, внедрению экономических рычагов для обеспечения пожарной безопасности, в том числе разработка принципов организации независимой оценки рисков, лицензирование в области пожарной безопасности. В 2008 году был принят Федеральный закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Все это вносило коррективы в работу, некоторую напряженность.

В 2010 году мне предложили должность заместителя начальника управления надзорной деятельности. Назначение проходило через центральную аттестационную комиссию в Москве у Главного государственного инспектора. Комиссия одобрила мою кандидатуру.

Реформы продолжались. Министерство сделало упор на работу с малым бизнесом, точнее ограничило число проверок. Вводились, так называемые каникулы, освобождающие объекты от проверок на три года. В 2010 году органы ГПН области проводили 10000 проверок, в 2015- менее тысячи. Как следствие, в 2012 году пришло указание об оптимизации штатной численности, то есть сокращении численности личного состава ГПН. Это было тяжело, приходилось пересматривать списки, проводить аттестацию, выбирая людей, которые должны быть уволены. В 2012 году в штате числилось 252 человека, сейчас - 130.

Жизнь не терпит вакуума, и в скором времени появились компании по аудиту и определению рисков, которые выполняют проверки объектов на коммерческой основе.

В настоящее время утверждена методика. О новых предприятиях мы узнаем из органов государственной регистрации предприятий. Вышли рекомендации МЧС, которые поделили эти объекты на категории по степени пожарной опасности. Ситуация развивается – сегодня внедрен риск ориентированный подход.

За эти годы кратно выросли размеры штрафов на юридические лица от 10-20 тысяч до 150. По инициативе С.К. Шойгу увеличилось число статей по пожарной безопасности в кодексе об административной ответственности. Народ воспринимал эти новшества крайне тяжело.

Около 2000 штрафов на юридические лица в среднем налагалось за год. В первое время суды были завалены жалобами на пожарную охрану, и начальник отдела дознания и административной практики Виктор Антонович Костючик, буквально поселился в зале судебных разбирательств.

- Андрей Владимирович, Вы говорили о нормотворческой работе...

- «В этом плане Тюменская область, без преувеличения сказать, была лидером. Был период, когда нормативные акты не спускались с Федерального уровня, инициатива должна была рождаться на местах. Например, Закон «Об административной ответственности юридических лиц». Я помню, как он рождался, обосновывался, мы готовили доклады, руководители ездили в областную Думу доказывать необходимость его существования. В результате в Тюменской области административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности области была определена гораздо раньше, чем на федеральном уровне.

Таких нормативных актов было немало. Нормотворческой работе уделяли огромное внимание, принимались нормативные акты и на территории области, и в городе Тюмени. Они касались тех вопросов, которые были не урегулированы на федеральном уровне. В области была очень сильна областная составляющая пожарной охраны.

Нормативные акты рождались на стыке интересов различных субъектов экономической деятельности и органов власти. Анализируя результаты проверок муниципальных районов, городов поселений, мы находили общие, системные проблемы, которые необходимо было решать в комплексе, а затем обсуждали пути решения на совещаниях с представителями органов власти. В результате на стол Губернатора области ложился проект нормативного акта, позволяющего обеспечить пожарную безопасность, сократить потери от пожаров и т.д.

Тюменская область стала первым субъектом Российской федерации, перешедшим на реализацию средств программно-целевым методом. У нас она была принята еще в 1997 году и включала широкий спектр вопросов и задач.

Мне довелось готовить отчеты по ее реализации, рассчитывать необходимые индикаторы, составлял анализ влияния реализации программы на основные показатели. Областная целевая программа «Пожарная безопасность и социальная защита личного состава государственной противопожарной службы» предусматривала план строительства пожарных депо, исходя из планов застройки и требуемой численности пожарной охраны на численность населения - был такой норматив. У нас каждый год строились 1-2 пожарных депо. Был разработан типовой проект для сельских районов.

Серия серьезных пожаров на объектах социального обслуживания населения с гибелью, прошедшая в стране в конце двухтысячных годов, поставило задачу обеспечения пожарной безопасности этих объектов во главу угла.

Управление надзорной деятельности вышло в Правительство Тюменской области с инициативой принятия программы «О выполнении первоочередных мероприятий на объектах соцзащиты». Цель предлагаемой программы была такова: не работать с каждым отдельным руководителем сотен общеобразовательных школ, детских садов, средних учебных заведений, больниц, поликлиник, центров социального обслуживания, домов интернатов, а выделить средства на обеспечение пожарной безопасности целевым назначением.

Прежде, чем подготовить подобные предложения, мы долго изучали этот вопрос. План был огромный, мы ломали голову как его реализовать, в итоге все мероприятия поделили на три года: монтаж и содержание автоматической пожарной сигнализации; приведение в порядок путей эвакуации; обеспечение первичными средствами пожаротушения.

Губернатор поддержал нашу инициативу, средства были выделены.

В целом за 2009 и 2010 годы на обеспечение пожарной безопасности социальных объектов из областного бюджета было выделено 105 миллионов 407 тыс. рублей. В результате совместной работы к концу 2010 года нарушения требований пожарной безопасности были устранены в полном объеме. Все объекты с проживанием и постоянным нахождением людей оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Наш опыт был уникальным в том, что мы приводили в пожаробезопасное состояние не новые объекты, а все независимо от года постройки.

Правительством Тюменской области было принято постановление по объектам водоснабжения, которое предписывало провести полную их инвентаризацию, по обеспечению пожарной безопасности в пожароопасный период, по содержанию штатной численности пожарных на отдельных постах и еще десятки нормативных документов, подготовленных и обоснованных сотрудниками государственного пожарного надзора. Программы действуют и в настоящее время. Работа по предупреждению и профилактике пожаров продолжается.

 

Зинаида Каменева

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»