10 января 2017, 09:45
98
8 минут

Независимая оценка пожарного риска, как актуальная и набирающая обороты, форма оценки соответствия

Одной из форм проверки объектов защиты (продукции), на соответствие требованиям пожарной безопасности является независимая оценка пожарного риска (НОР), которая осуществляется аккредитованными МЧС России экспертными организациями. В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок до 3 лет.

- Что из себя представляет независимая оценка пожарного риска?

- Независимая оценка пожарного риска, это форма оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Альтернатива проверке объекта пожарной инспекцией, только без наложения штрафов.

Порядок проведения НОР регламентирован Постановлением Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Согласно Федеральному закону № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска.

- На каждый объект защиты должна проводиться независимая оценка пожарного риска?

-Независимая оценка пожарного риска, это как один из способов достижения требований пожарной безопасности объектом защиты, конкретнее в ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, при этом собственник объекта сам принимает решение о выполнении того или иного условия:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

- В чём преимущество НОР перед проверками органами ГПН?

- Главное преимущество в том, что перед экспертами организации осуществляющей независимую оценку пожарного риска (НОР), в отношении объекта защиты, стоит задача: проанализировать имеющиеся нарушения требований нормативных документов по пожарной безопасности на объекте защиты, рассчитать и предложить компенсирующие мероприятия, при выполнении которых состояние объекта защиты будет считаться пожаробезопасным. При получении объектом защиты положительного заключения, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, освобождается от проверок со стороны органов госпожнадзора сроком на три года. 

         - Какая основная задача независимой оценки пожарного риска?

         - Основной задачей независимой оценки пожарного риска является подтверждение того, чтонесмотря на имеющиеся нарушения требований нормативных документов по пожарной безопасности, объект защиты находится в пожаробезопасном состоянии. Для достижения пожаробезопасного состояния, принимаются технические решения. Так же, для положительного заключения, необходимо, чтобы расчётное значение пожарного риска не превышало нормативное значение.

Определение расчётных величин пожарного риска осуществляется согласно:

1. «Методике определения расчётных величин пожарного риска на производственных объектах», данная методика утверждена приказом МЧС России от 30.06.2009 г. №404;

2. «Методике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности», данная методика утверждена приказом МЧС России от 30.06.2009 г. №382.

После определения расчётного значения пожарного риска, оно сравнивается с нормативным значением, установленным ФЗ №123 от 22.07.2008 г., и если расчётное значение пожарного риска не превышает нормативного значения, то объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности.

- Что если расчётное значение пожарного риска оказалось больше нормативного?

- Если расчётное значение получилось больше чем нормативное, тогда экспертом разрабатываются компенсирующие мероприятия. Чтобы было понятно, о чём конкретно идёт речь, приведём несколько примеров компенсирующих мероприятий:

- устройство системы автоматического пожаротушения;

- устройство противодымной вентиляции;

- повышение типа системы оповещения о пожаре;

- устройство дополнительных эвакуационных выходов;

- дополнительная огнезащита конструкций;

- установка противодымных перегородок и противопожарных дверей с доводчиками;

- повышение надёжности систем пожарной сигнализации и/или оповещения путём их модернизации.

Эти мероприятия влияют на конечный результат при расчёте пожарного риска.

Пример: Ширина лестничного марша на путях эвакуации меньше нормативной, так как на момент проектирования и строительства здания были другие нормы. Реконструкция здания с расширением лестницы нецелесообразна. В результате разработки и реализации компенсирующих мероприятий здание удовлетворяет нормативному значению пожарного риска без конструктивного изменения лестницы. Замечание госпожнадзора относительно лестницы снимается, а документом основания является независимая оценка пожарного риска.

- Что включает в себя процесс независимой оценки пожарного риска?

- Процесс независимой оценки рисков включает в себя:

- анализ выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

- проверку документального и фактического соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, установленным требованиям;

- проверку наличия на объекте защиты необходимых организационно-плановых документов по предупреждению пожаров;

- анализ подготовленности руководителей и персонала объекта защиты, в области пожарной безопасности;

- проверку наличия средств пожаротушения.

        

         Дополнительно сообщаем!

ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Тюменской области имеет аккредитацию и оказывает следующие услуги:

- оценка соответствия объекта защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности, в том числе путём независимой оценки пожарного риска (НОР);

         - разработка специальных технических условий объекта (СТУ);

         - обследование объекта защиты на соответствие требованиям пожарной безопасности;

         - подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Адрес: 625037 г. Тюмень, ул. Белинского, 16

Тел. 43-75-77

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»