В соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ« Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), принятого в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, реализуются первичные меры пожарной безопасности, в число которых входит обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
- Семен Михайлович, в чем суть вопроса: основные моменты начальных действий наших подразделений в реагировании на происшествия?
- Для обеспечения деятельности пожарных подразделений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, позволяющих осуществить доступ личного состава подразделений пожарной охраны и средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст. 76 Технического регламента время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут.
- Какова ситуация по данному вопросу в нашем городе?
-Учитывая темпы ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов капитального строительства, высокий уровень автомобилизацию населения г. Тюмени (Тюменская область входит в десятку регионов по числу автомобилей на 1 000 жителей) и проблемы хаотичной (беспорядочной) стоянкой транспортных средств из-за недостаточности парковочного пространства на прилегающих к зданиям и сооружениям территориях, пожарно-спасательным подразделениям с каждым годом становится все труднее обеспечивать нормативное время прибытия к месту пожара.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что по способу ограничения проезда (подъезда) к зданиям транспортных средств, в том числе пожарной техники и транспорта иных оперативных служб, преграды можно разделить на создающие непреодолимые препятствия (полусферы, ж/б блоки, заборы и т.д) и временно ограничивающие движение транспорта (шлагбаумы).
- Расскажите подробнее о «шлагбаумной» проблеме и трудностях, которые могут возникнуть у сотрудников экстренных служб при прибытии на место происшествия?
- Установка шлагбаумов, конструктивные особенности которых не позволяют обеспечить условия для беспрепятственного проезда, подъезда к зданиям и сооружениям пожарных автомобилей, рассматривается как нарушение п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации и является основание для привлечения к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п.75 Правил противопожарного режима в РФ (утв. ПП РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
Шлагбаумы, при их правильной установке обеспечивающей в случае возникновения чрезвычайной ситуации незамедлительную разблокировку проездов (подъездов) к зданиям и сооружениям, посредством автоматического и ручного открывания, не препятствуют свободному проезду для пожарной техники.
- Есть ли ответственность за нарушение указанных правил?
- В соответствии с ч.8 статьи 20.4 Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа:
-на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
-на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей;
-на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения и городских округов относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и городских округов поселения.
- Какие нормативы существуют в этой сфере?
- В соответствии с СП 4.13130.2013 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
- 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
- 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
- 6,0 метров - при высоте здания более 46 метров.
Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.