18 ноября 2015, 03:33
8
6 минут

Независимая оценка пожарного риска - как альтернатива государственному пожарному надзору

В Российской Федерации разработана и одобрена правительством Российской Федерации концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.

Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы создания и развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности в Российской Федерации.

В связи с этим в органы государственного пожарного надзора поступает много вопросов от руководителей крупных объектов и представителей среднего и малого бизнеса.  В отделе надзорной деятельности № 13 УНД И ПР ГУ МЧС России по Тюменской области за направлением «независимая оценка пожарного риска» закреплен старший инженер группы ОНТР Сергей Окунев, который подробно отвечает на постоянно возникающие вопросы:

- Что такое «независимая оценка пожарного риска (НОР)»?  Какие организации имеют право осуществлять расчет пожарного риска?

- Независимая оценка пожарного риска (Пожарный аудит) - это процедура, выполняемая аккредитованной в МЧС организацией по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

В соответствии со ст.144 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», организации вправе самостоятельно выбирать форму контроля за соблюдением на своих объектах требований пожарной безопасности. Так одной из форм контроля, на ряду с федеральным государственным пожарным надзором (далее ГПН) является проведение независимой оценки пожарного риска (аудит пожарной безопасности (далее НОР). Аудит пожарной безопасности могут осуществлять только аккредитованные при МЧС экспертные организации. Результатом  аудита пожарной безопасности является - заключение независимой оценки пожарного риска. При этом экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска (аудит пожарной безопасности) в отношении объекта защиты:

1. На котором этой организацией выполнялись другие работы и  (или) услуги в области пожарной безопасности;

2. Который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

- Каким законодательным актом утвержден порядок проведения НОР?

- Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска установлены постановлением Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года.

- Как влияет заключение НОР на проведение проверок противопожарного состояния объектов защиты? И как планируется проведение проверок в отношении объектов, имеющих заключение НОР?

- Здесь необходимо отталкиваться от момента поступления заключения НОР. В случае если заключение НОР поступило до начала формирования ежегодного плана проверок, то проверка в отношении объекта на который проведена НОР планируется после истечения даты указанной   в заключении НОР. В случае если же на момент предоставления заключения НОР по объекту уже имеется действующее предписание органа ГПН, то при внеплановой проверке проверяется только требования, предъявляемые правилами противопожарного режима РФ.

-  Чем отличается проведение независимой оценки пожарного риска от проверки, проводимой органом ГПН?

- В отличие от четко регламентированной нормами проверки проводимой органом ГПН, пожарный аудит представляет собой комплекс мероприятий, которые имеют своей целью приведение объекта в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности. Он подразумевает выявление нарушений, определение соответствия объекта проверки требованиям пожарной безопасности, предстоящую подготовку рекомендаций по эффективному устранению нарушений. Также в ходе пожарного аудита специалисты осуществляют проверки текущего противопожарного состояния объекта. Проводят расчеты рисков на объекте и как итог выдают заключение НОР.

-  Сколько организаций на территории Тюменской области имеют право проводить независимую оценку пожарного риска?

- На территории Тюменской области зарегистрировано 11 организаций прошедших добровольную аккредитацию в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска. Весь перечень аккредитованных организаций размещен на сайте Главного управления МЧС России по Тюменской области.

- Сколько всего организаций (объектов защиты) воспользовались услугами пожарного аудита?

- Только за 2015 год в адрес территориальных органов МЧС России по Тюменской области поступило 16 заключений о проведении независимой оценки пожарного риска. Всего с 2010 года в адрес территориальных органов МЧС России по Тюменской области поступило 150 заключений о проведении независимой оценки пожарного риска. С каждым годом количество организаций, получивших заключение независимой оценки пожарного риска, растет. Это обусловлено в первую очередь увеличением штрафных санкций. В настоящее сумма штрафа за нарушение требований пожарной безопасности на юридическое лицо составляет от 150 до 200 тысяч рублей. Поэтому проведение пожарного аудита для некоторых объектов позволяет сэкономить финансовые средства (это может быть в разы дешевле, чем платить штраф за нарушение ТПБ) и направить их на обеспечение пожарной безопасности.  

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»