13 августа 2015, 03:33
26
7 минут

Альтернативная форма оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности

 С 1 мая 2009 года в России вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон), которым введена принципиально новая форма оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности — независимая оценка риска (НОР) или пожарный аудит. И у организаций и предпринимателей появилась альтернатива — остаться под контролем органов государственного пожарного надзора (ГПН) или выбрать аудит пожарной безопасности.

Рассказывает заместитель начальника ОНД N 14 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области Александр Владимирович Минюков.

 - «В соответствии с требованиями статьи 144 Закона одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности наряду с проверками органами государственного пожарного надзора является независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности).

Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304».

 - Александр Владимирович, в чем заключается формат  независимой оценки пожарного риска?

- Независимая оценка пожарного риска (НОР) - деятельность по оценке соответствия установленным требованиям, нормам, правилам систем обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Результатом проведения независимой оценки пожарных рисков, является заключение.

Собственнику предоставляется выбор: либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет обслуживаться, на договорной основе аудиторской (экспертной) организацией, имеющей соответствующую аккредитацию. Порядок получения экспертной организацией аккредитации устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 -  Можно подробнее рассказать о  структуре работ по проведению оценки в этом профильном направлении?

- Процесс независимой оценки пожарного риска включает в себя:
- анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
- обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

в некоторых случаях

- проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз,

- расчетов по оценке пожарного риска;

- подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее - заключение), направляемого (вручаемого) собственнику. Срок действия заключения независимой оценки пожарного риска - 3 года.

 - Какие действия со стороны представителей надзорной деятельности могут быть обозначены в процесс этой работы?

-  В случае поступления до утверждения ежегодного плана проверок в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:
1. по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;

2. по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты.

На объектах, уже стоящих в плане проверок, при поступлении в подразделения ГПН заключения о проведении НОР на этом объекте, проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.

 - Ваше мнение: насколько эффективен этот новый метод работы для всех участников мероприятий, которые в нем задействованы?

- Проведение независимой оценки пожарного риска имеет ряд отличий от проведения проверок органами ГПН: при проведении пожарного аудита не применяются меры административного воздействия за нарушение требований пожарной безопасности; объект, на котором проведен пожарный аудит, не включается в план плановых проверок ГПН; при поступлении в орган ГПН заключения НОР после внесения объекта в план плановых проверок на объекте проверяется выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции и готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара.

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»