16 февраля 2022, 10:02
2976
8 минут

Легенды пожарной охраны Тюменской области: О чем рассказал старый альбом

Ветеран пожарной охраны Павел Григорьевич на нашу встречу принес фотоальбом.

 – Это не просто альбом, в нем вся моя жизнь, мои друзья, моя работа, – поглаживая синюю, немного потертую обложку, говорит ветеран.

 Мы садимся рядом, чтобы рассмотреть черно-белую историю далеких лет. Фотографии аккуратно подклеены скотчем. «Чтобы края не обтрепались», – поясняет Павел Григорьевич.

На одной из фотографий подросток у передвижной киноустановки с ручным приводом. – Это я после школы, в 1952 году, работал, возил кино по деревням. Люди ждали, радовались. Какое кино крутили, теперь уже не помню, да и недолго я там проработал. Надо было выбирать профессию. Хотел в военное училище, но ростом был маловат, не взяли, сказав, что надо подрасти.

Расстроенный паренек вернулся домой, явился в военкомат и доложил о своей неудаче. Военком, видя огорчение парня, посоветовал ему пойти в райотдел милиции, поскольку там шел набор в какой-то вуз. Набор абитуриентов во вновь созданное Киевское пожарно-техническое училище шел полным ходом, и Павел Баранцев оказался в их числе. Медицинская комиссия на этот раз была пройдена, успешно сданы вступительные экзамены. И вот в альбоме фотографии молоденького курсанта с пышным чубом волос и открытым, целеустремленным взглядом. Рядом фотографии друзей, которых Павел Григорьевич вспоминает так, как будто расстались они только вчера, и называет их по-товарищески: Ванька Ворон, Витька Маслов, Ким Корвецкий, как тогда в молодости.

Через полтора года обучения курсанты покинули Киев, поскольку здание училища потребовалось МВД Украины. Новым местом дислокации училища стал город Львов. Освободилось здание воинской части, которая вела борьбу с бандеровцами, вот здесь и стали обживаться будущие пожарные. Времена были неспокойные, остатки разгромленных банд националистов прятались в лесах, поэтому дисциплина в училище была строгой: ребятам не рекомендовали встречаться с местными девушками, а когда курсанты выезжали на уборку урожая, контроль был особенно жесткий.

 Здесь, на территории училища, у стелы, возведенной в честь памяти героев Великой Отечественной войны, Павел с товарищем снялись на фото. Все, кто обучался во Львовском пожарно-техническом легко узнают уголок Alma mater на этой фотографии. И еще один снимок– курсанты у пожарной линейки ПМГ-1, на которой Павел Баранцев выезжал на свои первые пожары. Распределение разбросало однокашников по всей огромной территории Союза, кто-то уехал в Хабаровск, кто-то на Камчатку, а Павел Григорьевич был направлен в Тюмень. После они встречались на Всесоюзных совещаниях, на курсах повышения квалификации и просто так, когда случайно оказывались в местах службы друзей. Об этих редких и потому дорогих сердцу встречах говорят фотографии в синем, чуть потертом от времени альбоме.

1956 год. Молоденький лейтенант у пожарного депо – фото из Сургута, куда Баранцев прибыл для прохождения службы. – Пять выпускников распределили в Тюмень,– рассказывает Баранцев. – Мы не знали, где это, искали по карте. Приехали. Ребят разбросали по районам, а мне достался Сургут, место необжитое, а кроме того, там уже полгода не было инспектора Государственного пожарного надзора, и надо было все начинать с нуля. Приняли меня в райотделе радушно, выделили кабинет, и началась моя служба в пожарной охране Тюменской области. Пять лет в Сургуте и несколько фотографий того периода, включая исторический сургутский мост, который давно снесен, но на фото в альбоме Баранцева он сохранен.

Шло время, рос профессионализм, на погоны падали звездочки, наметился карьерный рост. Пять лет Павел Григорьевич работал в должности начальника отделения Государственного пожарного надзора Ханты-Мансийского окружного отдела внутренних дел. В 1965 году он был выдвинут на должность начальника отделения службы и подготовки ОПО, а затем УПО УВД Тюменского облисполкома. С 1969 по 1975 год занимал должность старшего инспектора УПО УВД по политико-воспитательной работе. Об этом времени говорят фотографии с совещаний и коллегий, где Баранцев, уже солидный майор, председатель парткома, выступает с трибуны или беседует с коллегами.

В октябре 1975 года Павел Григорьевич возглавил вновь созданный отряд военизированной пожарной охраны № 4 УПО УВД. В данной должности проработал 11 лет и в мае 1986 года ушел на пенсию в звании подполковника внутренней службы. Награжден медалями «За безупречную службу» трех степеней. Теперь страницы альбома наполнены фотоснимками из жизни отряда, их много, но каждый ветеран комментирует, вспоминая события тех боевых дней.

 Павел Григорьевич вспоминает свои первые дни в должности начальника вновь созданного отряда: – Нам выделили два кабинета в Тюменском нефтепроводном управлении. Надо было начинать работу. Пожарных депо, практически, нигде нет, части формировали на базе ВОХРа УМН, где специалистов пожарного дела, конечно, не было. Начальников частей набирали из личного состава подразделений УПО. Сложности с подбором кадров были серьезными, поскольку объекты находились на огромном расстоянии от города. Набирали людей из сельской местности, вводили особый режим работы, учили пожарному искусству и добились положительных результатов.

На одной из фотографий сняты учения. Бойцы бегут к автомобилю, который сегодня можно увидеть только в музее пожарного дела. На черно-белом снимке нетрудно угадать скорость и стремление к выполнению поставленной задачи. А еще есть снимки с учений и совещаний, где для истории фотографировался весь руководящий состав УПО. Мужественные офицеры в шинелях с портупеями, бравые и подтянутые. Павел Григорьевич называет имена и фамилии своих соратников, вспоминает их должности и участие, которое они приняли в судьбе четвертого отряда.

 К сожалению, статья не сможет вместить все фамилии сподвижников Баранцева, о которых он вспоминает с теплом и благодарностью.

Пожары. Их было великое множество в жизни Павла Григорьевича. Он был руководителем тушения пожаров, и сам не раз шел в бой со стволом в руках. Есть одна замечательная фотография в его альбоме: два бойца в КИП-5, в аппарате, который тоже является теперь музейной редкостью. – Это я и Оленев, – рассказывает ветеран. – При пожаре в доме «Реконструктор» нужно было потушить очаг в подвале. Заместитель начальника УВД Сазонов поручил нам решить эту проблему. В КИП-5 мы проникли в задымленное помещение и справились с поставленной задачей. Многочисленные семинары и курсы повышения квалификации, на которых собирались пожарные со всей страны, занимают почетное место на страницах альбома. Субботники, коллективные выезды на природу, вручение переходящего знамени УПО начальнику четвертого отряда Баранцеву за лучшие показатели в гарнизоне, спортивные соревнования, тренировки и молоденький тренер сборной Тюменской области по пожарно-прикладному спорту Михаил Фёдоров, коллектив отряда – фотографии рассказывают о жизни большой, насыщенной, полной движения, побед и замечательных друзей.


Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»