С 5 апреля 2022 года в силу вступают Федеральные Законы, вносящие поправки в действующее законодательство, определяющее ответственность за возникновение лесного пожара. О том, в чем состоит суть этих изменений расскажет заместитель начальника отдела административной практики и дознания УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области Григорий Борисович Горбачев.
Григорий Борисович, расскажите, что конкретно привносят нового эти федеральные законы и насколько будут эффективны?
- Во-первых, с 1 января Федеральным законом № 69 «О пожарной безопасности» расширены полномочия местного самоуправления муниципальных районов, то есть теперь должностные лица этих органов отвечают за, так называемую, межселенную территорию, находящуюся в границах муниципального района, но за границами сельских поселений и населенных пунктов. Раньше это была большая проблема в части возникновения пожаров на этой территории, так как за ней никто не следил и риск возникновения возгорания именно там был довольно высок. На наш взгляд, данное изменение самое важное. Касательно новых законов, 25 марта Президент России подписал Федеральные законы № 62-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.32 и 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и 63-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», и 26 марта 2022 года был подписан 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Начнем по порядку, в соответствии с 62-м законом за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, теперь штрафуют, только если действия лица не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Закон № 63-ФЗ вносит поправки в статью 261 УК РФ, теперь уточняется квалифицирующий признак и вводится такое понятие как «значительный ущерб», раньше такого понятия не было. Проще говоря, определяется нижний порог ущерба, причиненного лесным или иным насаждениям в результате неосторожного обращения с огнем либо иным источником повышенной опасности и который можно квалифицировать как уголовно наказуемое деяние. В настоящее время, согласно примечанию закона, нижний порог ущерба составляет 10 тысяч рублей. Раньше такого не было. Наказание за данное преступление будет составлять от 300 до 500 тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы на срок до 4 лет. В Федеральном законе №70 присутствует ряд интересных изменений, в первую очередь касающихся субъектов малого предпринимательства и лиц социально-ориентированных некоммерческих организаций. Так, например, при впервые выявленном правонарушении этим организациям выносится предупреждение вместо штрафа, если их правонарушения не связаны с причинением или угрозой причинения вреда здоровью людей, окружающей среде и имущественным ущербом. С 6 апреля этого года юридическое лицо за совершение административного правонарушения не подлежит административной ответственности, если будет установлено, что должностное лицо или работник данного юридического лица повинен в совершении этого правонарушения, а юридическое лицо предприняло все предусмотренные законом меры для соблюдений правил и норм, за которые предусмотрена ответственность, и наоборот.
Второе, полностью изменились правила административного наказания в виде административного штрафа для социально-ориентированных некоммерческих организаций, представителей малого и среднего бизнеса, а также юридическим лицам, отнесенным к малым и микропредприятиям. При назначении административного штрафа эти предприятия будут подлежать санкции равной штрафу индивидуальному предпринимателю, также если в рамках одной проверки было выявлено несколько правонарушений, допущенных одним и тем же лицом, мы должны будем их объединить и вынести наказание как за одно. Раньше же за каждое нарушение выносилась отдельная санкция.
Подытожив, поправки из данных федеральных законов по большей части касаются упрощения работы правоохранительных органов, нежели граждан напрямую?
- Да, вы абсолютно правы. Та же 261 статья как была, так и осталась, разве что наказание теперь определяется исходя из квалифицирующего признака - значительный ущерб. Раньше, чтобы вы понимали, у нас ущерб рассчитывался от 0 до 50 – это первая часть, от 50 и выше - вторая. Грубо говоря, если ты нанес лесному фонду урон на сумму 129 рублей, то будешь привлечен к уголовной ответственности. То есть, допустим, возник беглый низовой пожар: горит сухостой, но деревья не затронуты, максимум одно загорелось, сотрудники лесоохраны рассчитали стоимость урона, к примеру, 150 рублей, а на тушение пожара было затрачено несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей. И мы должны были этого человека, что небрежно покурил или не затушил костер, привлекать к уголовной ответственности. Сейчас ушли от этого и сделали для уголовной ответственности минимальный порог – 10 тысяч рублей.
Что бы хотелось сказать нашим гражданам, чтобы минимизировать возможный риск пожаров, и чтобы им не пришлось на себе почувствовать действие этих поправок?
- Быть внимательными, не допускать небрежных выбрасываний непотушенных сигарет. Во-вторых, напомнить, что залежи сухой травы, вытаявший из-под снега, в сухую, ветреную погоду является большой опасностью, любая искра, спичка или непогашенный окурок может вызвать пожар на большой площади, который может перекинуться и на населенные пункты, и на СНТ, и на объекты экономики и так далее. Кроме того, что нужно вовремя очищать свои земельные участки от сухостоя, травы и прочего мусора и не сжигать его на придомовой территории, а вывезти или переработать. Ну и наконец, когда будет введен особый противопожарный режим, который предполагает запрет на посещение лесов, не посещать леса и тем самым исключить антропогенный фактор лесных пожаров.
Вячеслав Аксарин