Своё шестидесятилетие отметил замечательный человек и руководитель, полковник внутренней службы в отставке Игорь Геннадьевич Сухобоков, который много лет возглавлял 8 пожарно-спасательный отряд Главного управления МЧС России по Тюменской области. Нельзя переоценить человека, чей труд в обеспечении пожарной безопасности в г. Тобольске и Тобольском муниципальном районе стал практически делом жизни: требователен себе, ценит и уважает трудолюбие и профессионализм коллег, готов всегда прийти на помощь каждому кто в ней нуждается…
Сегодня Игорь Геннадьевич занимает должность ведущего специалиста-эксперта городского отдела государственного пожарного надзора, имеет отдельный кабинет, в двери которого мы и постучались, чтобы пообщаться с юбиляром.
- Игорь Геннадьевич, несколько слов о детстве и о том, мечтали ли вы стать пожарным?
- Родился я в преподавательской семье в Могилёве (Белоруссия) 29 июня 1963 года. О том, чтобы стать пожарным не думал. Правда однажды в десятом классе учительница английского языка сказала, что представляет меня в форме при погонах. Пожарным я не мечтал стать, да и не знал, что есть учебные заведения, где этой профессии обучают. Поступил и учился в двух гражданских вузах, но понимая, что это всё не моё бросал учёбу.
- Как же вы стали пожарным?
- Решили с другом попробовать себя в этом направлении. По разнарядке нас отправили во Львовское среднее пожарно-техническое училище. Оба прошли по конкурсу, а он был немаленький: семь человек на место. Учился я хорошо, окончил училище с одной четвёркой по истории КПСС.
- Как вы оказались в Сибири?
- Обычно выпускники отправлялись на свои территории. Нас было четыре друга – двое из Белоруссии, один с Украины, ещё один из Подмосковья. Мы посовещались и написали министру МВД Щёлокову коллективный рапорт с просьбой отправить нас в Якутию. Голова была забита юношеской романтикой, да и хотелось самостоятельной жизни, подальше от дома. Нам пришёл отказ, так как вакантных должностей там не было. Ну а нас пригласил в Тюменскую область представитель управления здешней пожарной охраны, рассказав о перспективах развития региона. И мы вчетвером отправились в Тюмень. Кстати, я после окончания училища успел жениться и ехал в Сибирь с женой. Мне предложили остаться в управлении пожарной охраны. Возможно, будь я один, согласился бы не раздумывая, по молодости я был честолюбивым и понимал, что служба в управлении – это перспективы роста. Но, будучи человеком женатым, поинтересовался, могу ли рассчитывать на квартиру. В Тюмени мне светила лишь комната в общежитии. И мне порекомендовали поехать в Тобольск в объектовое подразделение на строящийся Нефтехимкомбинат. Так в августе 1985 года я и оказался в Тобольске.
- И вся ваша профессиональная деятельность связана с Тобольском?
- Выходит так. Я проработал в Тобольске в составе восьмого отряда в аттестованной должности от инспектора до начальника отряда 33 года и три месяца. Начало 2000-х было нелёгким для пожарной охраны. Пожарные уходили на пенсию по выслуге лет в 40 - 45 лет. На мой взгляд, это возраст становления профессионалов. Им бы ещё служить и служить. Пришлось и мне снять погоны. Но на пенсию не ушёл. Управление учредило для меня вольнонаёмную должность начальника отряда. Так что я продолжал заниматься любимым делом фактически на той же должности с 2015 по 2019 год.
- С какими трудностями приходилось сталкиваться, будучи начальником отряда, и как их преодолевали?
- 2000 год был довольно сложным. Зарплаты задерживались, была текучесть кадров и большой некомплект – более ста человек. В то время 8 отряд охранял только Тобольск и имел четыре подразделения, в том числе часть по охране Тобольского Нефтехимкомбината. Сотрудников на тушении пожаров не хватало. Чтобы выправить ситуацию, мне приходилось прибегать к непопулярным решениям. Обивал пороги на комбинате. Нам помогли. И текучесть кадров уменьшилась. Пришло пополнение. Тобольский гарнизон не только укрепился, но и на протяжении нескольких лет занимал первые места в соревнованиях между отрядами Тюменской области. Это стало возможным, так как мы не только принимали сотрудников в штат, но и их воспитывали, добросовестно занимались техникой, чтобы она не подводила в ответственный момент. В городе нас ценили. Руководители предприятий помогали. В объектовой 59 части при нашем участии был построен спортивный манеж, где проводили соревнования среди пожарных даже Всероссийского масштаба.
- С годами география зоны Вашей ответственности расширялась?
- Постепенно в зону нашей ответственности вошли Вагайский, Тобольский, Ярковский районы. Работы прибавилось. Мы пережили не одну реорганизацию, продолжая служить на совесть.
- Что, на ваш взгляд, главное в профессии пожарного?
- Прежде всего, надо любить свою профессию, обладать соответствующими компетенциями, не геройствовать понапрасну, но быть готовыми прийти на помощь людям. Я как руководитель, был на связи все 24 часа. По пожарам мне звонили в любое время суток, и я был готов за минуты собраться.
- Какие пожары запомнились Вам больше других?
- Помню свой первый пожар, когда я служил начальником караула в объектовой части на комбинате. Тогда загорелся вагончик. Я испытал лёгкий мандраж. Непосредственно участвовал в тушении театра-теремка. Тушили четверо суток. Здание было закрыто на реставрацию, но к ней не приступали - вот и дождались беды. Спасти здание не удалось, но распространения огня на прилегающий жилой квартал мы не допустили. Особое пристальное внимание уделялось комбинату. Все знали, что это за объект, и случись там пожар, последствия могут быть весьма трагическими. Мне не забыть пожар 24 марта 2004 года на комбинате. Произошёл взрыв, погибли два человека из обслуживающего персонала. Мы там сражались с огнём при 20-градусном морозе, при страшном ветре. Тушили пожар семь часов без перерыва. Вот там я испытал чувство страха, и не за себя, а за подчинённых. Слава Богу, справились. За тушение этого пожара я был награждён орденом Мужества. Правительственных наград различных степеней был удостоен и ряд моих товарищей.
- Почему оставили пост?
- Видимых причин для этого не было. Но я сам считаю, что уходить надо вовремя. Я почувствовал, что не поспеваю за ритмом жизни, что мне не хватает моральных и физических сил руководить отрядом и что надо уступить дорогу молодым. И я ушёл на пенсию. Первую волну пандемии мы с женой провели на даче – прятались от ковида. Но без работы немного затосковал.
- И вновь вернулись в отряд?
- И произошло это благодаря Главному управлению, предложившему мне должность ведущего специалиста-эксперта по надзорной деятельности. К новым должностным обязанностям я приступил с 1 января 2020 года. Мои опыт и знания оказались востребованными. И я вновь в строю. Курирую молодых офицеров, наставляю их, учу проявлять силу духа, волю, характер, быть настоящими мужиками.