1 Природные ЧС: риск возникновения отсутствует.
Опасные явления: не прогнозируется.
Метеопрогноз: Переменная облачность, ночью кратковременные дожди, местами грозы, ветер северный, северо-западный 6-11 м/с, в отдельных районах порывы 15-20 м/с, температура +11… +16, днем местами небольшие дожди, грозы, ветер северо-западный, западный 6-11 м/с, порывы до 14 м/с, температура +19… +24.
1.2 Гидрологическая обстановка:
На реках и водоемах юга Тюменской области опасные и неблагоприятные явления не прогнозируются.
1.3 Происшествия на водных объектах:
Происшествия на водных объектах прогнозируются в Ишимский, Тюменском МР (все водоисточники).
1.4 Космический мониторинг:
Прогнозируется возникновение до 10-ти термических точек.
1.5 Лесопожарная обстановка
Исходя из ожидаемых погодных метеоусловий и прогнозируемого класса пожарной опасности возникновение лесных пожаров прогнозируется в Тюменском, Вагайском и Ишимском МР.
Третий класс: г. Тюмень, г. Ялуторовск,г. Тобольск, Заводоуковский ГО, Тюменский, Ялуторовский, Викуловский, Тобольский, Сорокинский, Уватский, Исетский, Армизонский, Аромашевский, Бердюжский, Упоровский, Юргинский, Вагайский МР.
Четвертый класс: г. Ишим, Абатский, Сладковский, Ишимский МР.
Пятый класс: Голышмановский ГО, Казанский, Нижнетавдинский, Омутинский, Ярковский МР.
Во всех лесах Тюменской области установился пожароопасный сезон с 3 апреля 2023 года. (Постановление Правительства Тюменской области №162-п от 31.03.2023 года)
С 3 апреля в Тюменской области введён особый противопожарный режим (Постановление Правительства Тюменской области № 163-п от 31.03.2023 г.).
На территории Тюменской области с 00.00 (мест) 01.06.2023г. отменен режим «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» (Постановление Губернатора тюменской области от 31 мая 2023г. № 63.).
На территории Тюменского муниципального района с 12 часов 00 минут 01.06.2023г. отменен режим «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» (Постановление Тюменского муниципального района от 01 июня 2023г. № 4-п.)
С 07.05.2023г. введён режим чрезвычайной ситуации в лесах в пределах границ территории Вагайского МР (Постановлением Главы Вагайского МР № 3-п от 06.05.2023г).
1.6 Агрометеорологическая обстановка:
Возможна гибель сельскохозяйственных культур на полях и частных подворьях в следствие прогнозируемых сильных осадков и града.
1.7.Фитосанитарная обстановка:
Увеличения численности вредителей сельскохозяйственных культур и леса не прогнозируется.
По предварительным прогнозам сроки выхода вредителей на посевы сельскохозяйственных культур могут быть раньше на 5-7 дней, чем по среднемноголетним показателям.
Сорная растительность появится на посевах достаточно рано и будет опережать в своем развитии культурные растения на несколько дней.
2 Биолого -социальные ЧС:
Риск возникновения биолого -социальных ЧС отсутствует.
2.1 Санитарно -эпидемиологическая обстановка:
Сохранится вероятность заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями гриппом, (ОРВИ).
Существует риск заболевания населения внебольничной пневмонией, коронавирусом (позднее выявление больных, несвоевременное проведение противоэпидемических мероприятий, несоблюдение, нарушение гражданами режима самоизоляции, социальной дистанции), острыми кишечными инфекциями: ротавирусной и сальмонеллезом, пищевыми токсикоинфекциями, дизентерией, связанных с нарушениями технологий приготовления и хранения пищевых блюд в системе общепита.
2.2 Эпизоотическая обстановка:
Угрозы возникновения массовых инфекционных заболеваний среди животных и птиц, не прогнозируется. Возможно появление единичных случаев новых спорадических заболеваний бешенством, высокопатогенным гриппом птиц среди диких, домашних и сельскохозяйственных животных.
2.3 Радиационная и экологическая обстановка:
Радиационная и химическая обстановка на территории области прогнозируется не выше фоновых значений. Гамма фон ожидается в пределах 9-11 мкр/час. Превышения фоновых показателей радиационной обстановки не прогнозируется.
В ближайшие сутки геомагнитная обстановка будет преимущественно спокойной.
3 Техногенные ЧС:
Риск возникновения техногенных ЧС отсутствует.
Сохраняется риск возникновения аварий и происшествий, не попадающих под критерии ЧС, связанных с:
- пожарами в жилом секторе, садовых обществах, на социально значимых, производственных, сельскохозяйственных объектах и на транспорте с вероятностью возникновения 0,4. Наибольшая вероятность возникновения пожаров (5-7 случаев) предполагается в:
г. Тюмень, г. Ялуторовск, а также на территории Тюменского (СНТ), Уватского (с.Уват) и Сорокинский (с.Б.Сорокино) муниципальных районов.
Причинами возникновения пожара могут выступить неосторожное обращение с огнем, нарушение правил противопожарного режима при устройстве и эксплуатации электрооборудования, короткое замыкание, занесение открытого источника огня, переходы огня с ландшафтных пожаров на жилые строения.
- дорожно-транспортными происшествиями с погибшими и пострадавшими с вероятностью возникновения 0,4. Наибольшая вероятность возникновения (6-8 случаев) предполагается в черте:
г. Тюмень, г. Тобольск, а так же на автодорогах федерального и муниципального значения в Уватском (Р-404 Тюмень-Ханты-Мансийск), Абатском (Р-402 Тюмень-Омск), Нижнетавдинском (а/д муниципального значения) и Тобольском (Р-404 Тюмень-Ханты-Мансийск) муниципальных районах.
Источниками дорожно-транспортных происшествий могут послужить неисправность автотранспортных средств, нарушение правил дорожного движения водителями и пешеходами, погодные условия дождь, град, порывы ветра.
Риски на объектах ЖКХ:
Аварии и инциденты на объектах электроснабжения повсеместно на территории области. Причина: порывы ветра до 15-20 м/с.
Аварии и инциденты на объектах теплоснабжения не прогнозируются.
Аварии и инциденты на объектах газоснабжения не прогнозируются.
Риски на транспорте:
Аварии и происшествия на авиационном транспорте не прогнозируются.
Аварии и происшествия на железнодорожном транспорте не прогнозируются.
Риски на ПОО:
Аварии на трубопроводном транспорте не прогнозируются.
Аварии (инциденты) на потенциально -опасных объектах не прогнозируются.
4 Прогноз обстановки на приграничной территории.
Северо-Казахстанская область:
Сбросы с водохранилищ республики Казахстан, существенно на гидрологическую ситуацию на территории Тюменской области не повлияют.
Рекомендации по предупреждению ЧС и происшествий
С целью снижения риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций рекомендуется проведение следующих превентивных мероприятий:
-Организовать информирование органов управления территориальных подсистем РСЧС и контроль выполнения превентивных мероприятий на территориях муниципальных образований Тюменской области.
-Обеспечить готовность органов управления, сил и средств ГУ МЧС России по Тюменской области, функциональных и территориальных подсистем РСЧС к реагированию на возможные ЧС (происшествия) в соответствии с оперативным прогнозом, а также своевременное информирование и оповещение населения при угрозе и возникновении ЧС (происшествия).
-Провести оповещение населения в случаях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций с помощью всех имеющихся средств (по дворовый обход, операторов сотовой связи, подвижными экипажами МВД, пожарной охраны).
-Организовать взаимодействие с органами местного самоуправления по уточнению складывающейся обстановки на территории районов и населенных пунктов.
-Проверить готовность аварийных служб к реагированию.
По риску возникновения дорожно-транспортных происшествий и затруднения в движении автомобильного транспорта:
- привлечь дополнительную специализированную технику с ближайших пунктов дислокации;
- организовать места питания и размещения водителей и пассажиров в случае необходимости;
- организовать дежурство экипажей скорой медицинской помощи, патрульных машин ГИБДД, ПСС и подвозу ГСМ;
- осуществлять информирование населения через СМИ о сложившейся обстановке, а также маршрутов объездных автодорог;
- организовать взаимодействие с Центром медицины катастроф и ГИБДД, для своевременного реагирования на возможные ДТП.
По риску возникновения аварий на объектах жизнеобеспечения населения:
- проверить и привести в готовность системы оповещения населения;
- содержать в технической готовности передвижные, автономные источники электропитания;
- выявлять дефекты и отказы в работе систем жизнеобеспечения населения и принимать меры по их предупреждению и ликвидации;
- организовать контроль создания, наличия, использования и восполнения запасов материально-технических ресурсов для ликвидации аварий;
- проверить готовность к работе аварийно-диспетчерские службы и аварийно-восстановительные бригады к ликвидации возможных аварийных ситуаций;
- проверить укомплектованность экстренных рабочих бригад необходимой техникой;
- уточнить планы и порядок эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с нарушением систем водоснабжения, и энергоснабжения;
- уточнить схему электроснабжения (наличие резервных источников питания).
ЕДДС Уватского, Тобольского, Вагайского муниципальных районов, контролировать ход завоза и создания запасов топливно-энергетических ресурсов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 № 402).
По риску ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки:
- обеспечить создание необходимого запаса медикаментов для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях;
- проводить противоэпидемические, профилактические мероприятия в учреждениях всех форм собственности и в первую очередь в местах массового скопления людей;
- организовать санитарно-просветительную работу через средства массовой информации и интернет ресурсы МО о методах и средствах профилактики простудных заболеваниях (ОРВИ и гриппа) и мерах по их предупреждению;
По риску эпизоотической ситуации:
- провести разъяснительную работу среди населения по профилактике и первоочередным мероприятиям при обнаружении симптомов бешенства,бруцеллёза у животных на частных подворьях;
По риску возникновения техногенных пожаров:
- обеспечить своевременное проведение пропаганды среди населения о мерах по недопущению использования в быту неисправных источников теплоснабжения; способах действия при пожарах;
- проводить регулярно проверки противопожарного состояния частного жилого сектора;
- обеспечить контроль пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей;
- обратить внимание на исправность и пожаробезопасность газового оборудования и качество поставляемого газа, в целях недопущения случаев взрывов бытового газа;
- организовать контроль готовности аварийно-восстановительных бригад по ликвидации возможных аварий на системах электроснабжения, предусмотреть возможность перехода на источники резервного питания.
По риску опасных метеорологических явлений:
- доводить экстренное предупреждение (в случае получения) и рекомендации по порядку реагирования на него, до руководителей структурных подразделений и органов управления муниципального образования;
- организовать оповещение и информирование населения через все имеющиеся средства;
- установить соответствующий режим сбора и обмена информацией;
- проверить готовность аварийных служб к реагированию.
По эпизоотической обстановке:
При возникновении (угрозе возникновения) массового инфекционного заболевания животных и птиц:
- обеспечить круглосуточное уточнение информации;
- организовать охранно-карантинные полицейские посты на всех дорогах, ведущих из неблагополучных пунктов и эпизоотических очагов. Посты оборудовать шлагбаумами, дезбарьерами и будками для дежурных;
- провести подворовые обходы с целью уточнения обстановки и информирования населения о сложившейся обстановке, учета домашних птиц;
- принять меры по недопущению бесконтрольного убоя, продажи, перемещения домашних птиц;
- обеспечить контроль над проведением отчуждения и убоя домашней птицы в угрожаемой зоне;
- содержать домашних птиц в закрытых помещениях или надежно огороженных, изолированных местах, не допускать свободного выгула домашней птицы, контакта их с другими птицами, в первую очередь с дикими;
- регулярно проводить очистку и дезинфекцию помещений, где содержатся птицы;
- постоянно использовать сменную одежду, обувь, отдельный инвентарь для ухода за домашней птицей;
- не допускать посещений хозяйств и подворий посторонними лицами;
- не покупать живых домашних птиц без ветеринарных сопроводительных документов, не завозить/вывозить домашнюю птицу и продукцию птицеводства без разрешения государственной ветеринарной службы, регистрировать поголовье птиц в местных администрациях округов и поселений;
- не проводить подворный убой и реализацию домашней птицы без ветеринарного предубойного осмотра животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса, и продуктов убоя специалистами государственной ветеринарной службы;
- не покупать мясопродукты в местах торговли, не установленных для этих целей местной администрацией; в случае появления признаков заболевания домашней птицы или внезапной их гибели немедленно обратиться в государственную ветеринарную службу;
- обязательно предоставлять поголовье домашней птицы для ветеринарного осмотра, проведения вакцинаций и других обработок;
- не выбрасывать трупы птиц, отходы от их содержания и переработки на свалки, обочины дорог, проводить утилизацию биоотходов в местах, определенных администрацией сельского поселения;
- не перерабатывать мясо павших или вынужденно убитых домашних птиц - это запрещено и может привести к дальнейшему распространению болезни;
- не использовать для поения домашней птицы воду из ручьев и небольших рек со спокойным течением, протекающих через лесные массивы, в которых обитают дикие птицы.
В целях предупреждения несчастных случаев на водных объектах:
Продолжать агитационно -разъяснительную работу, пропаганду в СМИ среди населения о соблюдении правил безопасности на водных объектах, проведение патрулирования, рейдов по проверке выполнения правил, контролировать состояние предупреждающих и запрещающих знаков, наглядную агитацию, организовать пропаганду в средствах массовой информации о последствиях невыполнения предупредительных мероприятий, привести в готовность силы и средства.
Осуществлять разъяснительную работу среди населения и любителей рыбной ловли по безопасному поведению людей на водных объектах.
В целях защиты населения от паводковых вод:
Организовать и осуществлять паводковое обследование ГТС (плотин водохранилищ, дамб, шламонакопителей, прудов -отстойников), уделив особое внимание ГТС, находящимся в стадии капитального ремонта, восстановления, консервации и ликвидации. Осуществлять постоянный контроль за техническим состоянием ГТС, с целью заблаговременного выявления наиболее слабых участков и принятия мер по их укреплению и предупреждению прорыва, мониторинг сбросов воды с ГТС находящихся в каскаде рек выше по течению.
Осуществлять контроль состояния готовности коллекторных систем к пропуску паводка, обращая особое внимание на коллекторы, расположенные в пониженных участках и зонах пропуска воды под автодорогами.
Осуществлять мониторинг гидрологической обстановки. Организовать взаимодействие по своевременному сбору и обмену информацией между ЕДДС, ответственными должностными лицами за координацию мероприятий по безаварийному пропуску весеннего половодья и дождевых паводков по паводкоопасным направлениям, собственниками и (или) эксплуатирующими ГТС организациями.
Разработать прогнозы возможных ЧС и довести до ответственных должностных и иных заинтересованных лиц.
Организовать оповещение и доведение информации до населения при угрозе возникновения и возникновении ЧС через средства массовой информации, а также путем подворового обхода.
Провести мероприятия по уточнению списков населения, проживающего в зонах возможного затопления (подтопления), на случай экстренной эвакуации. Обеспечить готовность пунктов временного размещения.
Создать в необходимых объемах запас медикаментов, продовольственных и иных товаров первой необходимости в населённых пунктах, подверженных угрозе затопления (подтопления) паводковыми водами и (или) с которыми нарушается автотранспортное сообщение.
Организовать вывоз мусора и очистку выгребных ям из зон возможного подтопления.
Уточнить схему электроснабжения (наличие резервных источников питания) в зоне возможного подтопления.
Быть в готовности к проведению АСДНР. Подготовить расчет количества личного состава и техники на ликвидацию возможных ЧС.
Быть в готовности к оказанию медицинской и психологической помощи возможным пострадавшим. Во взаимодействии с Министерством здравоохранения разработать комплекс мер по лекарственному и санитарно-хозяйственному обеспечению населения в зонах затопления (подтопления), провести расчёты, направленные на создание временных медицинских пунктов в местах временного проживания населения при отселении из зон затоплений (подтоплений).
Проверить наличие и пополнить запасы материальных средств, используемых для ликвидации последствий ЧС.
В целях предотвращения возникновения природных пожаров:
Усилить контроль за обстановкой по линии дежурно -диспетчерских служб, обеспечить немедленное прохождение информации и докладов.
Уточнить наличие и состав сил и средств, при необходимости увеличить группировку.
Проверить планы первоочередного жизнеобеспечения населения.
Проверить и обеспечить готовность системы оповещения и информирования населения, средств связи и управления.
Запретить сжигание сухой растительности и сжигание порубочных остатков.
Проводить обустройство минерализованных полос.
Обеспечить координацию действий организаций при проведении мероприятий по борьбе с лесными пожарами и привлечение для тушения лесных пожаров населения, рабочих и служащих, а также противопожарной техники и транспортных средств организаций.
Продолжать мероприятия по очистке территорий в полосе отвода автомобильных и железнодорожных дорог.
Проверить оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Организовать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
По экологической обстановке:
При наличии задымления территорий населенных пунктов, рекомендовано для пожилых людей, беременных женщин, подростков, младенцев, пациентов с сердечно-легочными проблемами в анамнезе и других восприимчивых групп населения:
- по возможности минимизировать время пребывания на улице;
при сильном задымлении использовать во время пребывания на открытом воздухе увлажненные пятислойные марлевые маски или приобрести в аптеке защитные маски;
плотно закрывать окна и двери, щели между дверьми и окнами затыкать влажной тканью, при отсутствии герметичности окон и дверей сделать завесы из влажной ткани;
увлажнять воздух в помещении простым способом - необходимо намочить полотенце (простынь и пр.) и повесить на дверь, менять каждые 2-4 часа, а также как можно чаще проводить влажную уборку помещений;
обеспечить обильное питье (щелочная минеральная вода, несладкие отвары шиповника, брусники, зеленый чай), детям младшего возраста следует давать обычную кипяченую воду, а грудничкам - увеличить частоту грудного кормления и установить режим допаивания;
лицам с хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно - сосудистой системы, необходимо строго соблюдать рекомендации врачей, не забывать принимать лекарственные препараты, при обострении заболеваний - немедленно обратиться к врачу;
контактные линзы в «дымную» погоду лучше не носить, т. к. можно ухудшить состояние глаз;
исключить дополнительную физическую активность, так как в эти моменты человеку требуется больше кислорода;
отказаться от употребления алкогольной продукции, по возможности исключить курение;
по возможности, организовать орошение придомовой территории; не оставлять без присмотра маленьких детей, особенно в помещениях с открытыми окнами, балконами.
В случае ухудшения здоровья необходимо обращаться за помощью в медицинские организации.
При возникновении ЧС и происшествий немедленно информировать старшего оперативного дежурного Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тюменской области тел. 8 (3452)590-462, электронный адрес: cuks.tyumen@yandex.ru