Производственные мастерские

В начале 30-х годов прошлого века тюменское ГорУпо представляло собой предприятие, включающее не только пожарные команды, но и цеха, обеспечивающие бесперебойную службу огнеборцев: столярный цех, сапожный, механический, труботряд и сельхозкомбинат. Цеха выполняли платные работы и находились на строгом хозрасчете. Кроме того, пожарные части выполняли работы по заправке огнетушителей. Планирование и контроль над работами осуществляло административное техническое совещание и производственный треугольник.

Механический цех

 В предыдущей части мы говорили о роли и деятельности механических мастерских. Однако цех выполнял работы не только для пожарной команды, но и принимал заказы от городских учреждений. Выполнение заказов велось в строгой очередности, утвержденной начальником ГорУпо.

Для пожарной охраны, например в 1934 году, цех должен был отремонтировать пять автомашин и трактор и производить текущий ремонт трех автомашин и трактора.

 Историк - краевед Лев Боярский, рассказывая о тюменском общественном транспорте, сообщает о пуске экспериментальной автобусной линии в Тюмени в далёкие двадцатые годы.

"2 июня 1929 года по маршруту «Затюменка — Пристань» начал курсировать автобус «Организатор», оборудованный тюменскими пожарными из старого грузовика. В кузов забирались по лестнице, приваренной в задней части кузова. Крыши не было, только поверх бортов были сделаны высокие перила. Пассажиры сидели на деревянных скамьях, установленных по бокам. Проезд на «автобусе» стоил 15 копеек. В конце июля автобус сломался – износились шины, сломались рессоры. В конце октября пожарные изготовили новый автобус, но и он, проработав неделю, остановился, потому что в городе закончился бензин".

Фотографии из фондов Музейного комплекса им. И.Я. Словцова.

Бензин списывался по книгам учета ежемесячно. «За декабрь 1930 года по Октябрьской пожарной части израсходовано 302 килограмма бензину, в т.ч. на приемке и тревоге и по путевкам".

На ремонт этих автобусов в 1929 году было израсходовано 57 килограммов разного железа. Содержался автобус в Октябрьской части. На него выделялись автобусные билеты на 60 рублей в месяц. К автобусу полагался кондуктор.

К 17-му партийному съезду, в качестве подарка, механическому цеху было поручено закончить оборудование и сдать в эксплуатацию гальванопластический цех.

 Столярный цех.

 В столярном цехе работали умельцы, бравшиеся за все виды работ от починки дышлового обоза до изготовления мебели. По плану на 1934 год цех должен был изготовить 400 штук трехколенных лестниц,800 - двухколенных, 300 - палок, 500 конторских счет, 500 ящиков (тара под вино) и 500-(тара для гвоздей). Кроме того столяры строители крольчатник, производили текущий ремонт рам, дверей и прочего имущества. В 1934 году в столярном цехе работали 9 человек.

Сапожный цех

800 пар новых сапог должны были изготовить мастера, в том числе дамские ботинки, 800 пар отремонтировать и подшить 400 пар пимов. Начальникам пожарных частей ставилась задача следить за состоянием обуви работников и своевременно отдавать их в починку. Штат сапожного цеха насчитывал 13 человек.

пожарные в сапогах местного пошива.

 Трубоотряд.

 Работников этого цеха не называли трубочистами, они были трубоочистительные мастера. В цехе люди не задерживались, кроме того процветало пьянство, прогулы и "жульничество". В соответствии с инструкцией у каждого домовладельца должна была быть абонентская книжка с талонами. Книжечку выдавала секретарь ГорУпо. Трубочист, выполнив работу (на каждого мастера в месяц приходилось 360 топок) получал талон, и отчитывался им за выполненную работу. Но мастера умудрялись брать с людей деньги. Зарплата трубочиста в 1933 году составляла 72 рубля. В 1934 году на 15 трубоочистительных мастеров доводился план - 70000 топок.

 В 1935 году труботряд был передан в добровольное пожарное общество.

Сельхозкомбинат.

На сельхозкомбинат возлагалась особая задача – в условиях тотального дефицита продуктов накормить личный состав и заготовить корма для лошадей. В посевную компанию 1934 года планировалось посеять 3 гектара пшеницы, 4 гектара ржи, 6 - овса, 3 - проса, гектар картофеля. С посевным материалом были сложности, поэтому еще в январе вышел приказ зарезервировать оставшийся овес, как семенной фонд.

 Организатору сельхозкомбината было поручено срочно решить вопрос о приобретении трактора, для чего, тот должен был связаться с сельхозкомбинатом ЦРК. Но организатор запил и был с позором уволен со службы. После тщательной ревизии заботы о сельхозкомбинате возложили на помощника начальника ГорУпо по строевой части.

Ежегодно, в апреле года всех лошадей ставили на откорм, чтобы к посевной они были в полном порядке. Начальникам частей было приказано" приводить в боевую готовность сельскохозяйственные орудия, проверять семена на всхожесть, выделять потребное количество людей и выезжать на участки".

Было принято решение об установлении штата постоянных рабочих сельхозкомбината и сезонных рабочих. Для постоянных работников выделялось 240 килограммов хлеба и прочих продуктов, а для сезонных– 600 граммов хлеба в сутки. В работе использовали трактор "Ойль-Пуль", отремонтированный в собственных механических мастерских.

По окончании посевной приступали к расчистке паров под рожь. В 1934 году построили крольчатники. До постройки крольчатников "кролики породы "Шелкун" находились на прокормлении у командного состава".

Ежегодный коллективный сенокос вначале воспринимался, как привлечение к дополнительным, сверхурочным работам, вызывал массу недовольства, прогулов, и как следствие, увольнений. А в 1936 году за успешный коллективный сенокос бойцам городских пожарных команд объявлена благодарность "за Стахановский месячник".

В апреле 1934 года цеха объединили под единое начало, назвали "мастерскими" и назначили начальника, а в 1935 году столярная и сапожная мастерские были переданы в ведение кооператива УМКВД. В 1936 году в мастерских УПО осталось только 8 человек. В марте 1935 года создано ДПО, председателем избран инструктор труботряда Сокотнюк. В 1936 году ДПО ликвидировано, его функции переданы производственному отделу на базе хозрасчета УПО, и печники, столяры, трубочисты и прочие вернулись в штат УПО в количестве 35 человек. В апреле 1937 года производственный отдел как самостоятельная хозрасчетная единица ликвидирован.


Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»