Пожарный обоз
В 20-е годы прошлого века пожарная охрана переходила с конного на автомобильный пожарный обоз. Пожарные команды пополнялись в основном автомобилями, списанными военным ведомством. Из нескольких неисправных приходилось собирать один работающий. И если в крупных городах страны этот процесс, благодаря таланту и уму российских умельцев продвигался: машины были приспособлены для подачи воды даже через ручные трубы, то на периферии, в отдаленных уголках страны дела обстояли значительно хуже.
В Тюмени в 1924-1925 годах конно-бочечные ходы успешно сочетались с автомобилями, собранными в механических мастерских городского управления пожарной охраны.
Конский состав.
Командир, Ванька, Еруслан, Голубь, Рассвет, Буян, Заводоуковец, Орел, Варяг, Партизан, Богатырь, Бабай, Зорька – это строевые лошади пожарной охраны Тюмени начала тридцатых годов. На каждую лошадь была рассчитана норма овса: строевой 2 килограмма в сутки, выездной лошади -4. Сена для каждой лошади выделялось по 15 килограммов. Сено заготавливали в летний период работники пожарной охраны.
В книгах учета и списания материалов значатся дуги, оглобли, вожжи, зимний бочечный дышловый ход, рессорный трубно-бочечный дышловый ход, сани простые, телеги, дровни, кошевки простые и выездные с суконным покрывалом и еще много оборудования ни названий, ни применения которым мы не знаем.
Руководство ГорУпо требовало бережного отношения к лошадям. Наказание за неисполнение этих требований было серьезным.
" В Первомайской части лошадь довели до безобразного состояния,- гласит приказ. Прекратить эксплуатировать животное, обеспечить ей правильный уход и кормежку. Срок на поправку лошади месяц".
"Лошадей всех частей поставить на откормку. Запрещаю всякую езду на лошадях. Дать им полный отдых для подкрепления сил ввиду скорого приступления к посевной."
" Начальнику Первомайской пожарной части поставить на вид за допущение быстрой езды на пожарной лошади по улице Ленина».
Строгий выговор с предупреждением об увольнении вынесен младшему пожарному Октябрьской пожарной части за то, что "при выезде на пожар не справился с управлением лошади и спустил бочечный ход под гору к реке Тура».
В распорядок дня пожарных, в обязательном порядке, входила уборка обоза, лошадей и дважды в сутки "водопой".
Боевой расчет пожарной охраны, выдвигающийся на пожар, выглядел так: Автолинейка, за ней трубный и бочечный ходы. При пяти строевых лошадях состояли: помощник командира части, шофер, три кучера, стендерный, телефонист и три каланчиста.
Судя по штату, определенному в пожарных частях, а именно по 6 шоферов в каждой, автомобили уверенно вытесняли лошадей. В 1930 году начался вывод из штата трубно-бочечных ходов и лошадей. Первыми были проданы Голубь, Яруслан, Богатырь и Бабай.