Часть 9. Личный состав

Пожарные части лихорадило от нехватки специалистов. В декабре 1929 года в Тюмени начала действовать областная пожарно - техническая школа, которая располагалась по улице Первомайской,5, и имела шестимесячный курс обучения, но это не решало проблемы подготовки кадров. 

 В пожарные шли поневоле. Тюменская биржа труда ежедневно направляла в части людей (до 5-ти человек), которых принимали младшими пожарными с испытательным сроком. 

Такие письма направлялись на биржу труда. В них требовали, чтобы отправляли в пожарную охрану молодых и здоровых мужчин, но таковые не задерживались надолго.

Одни не проходили испытательного срока, другие увольнялись после обязательной для всех работников медицинской комиссии, как негодные к службе, некоторые просто бросали работу и исчезали вместе с новеньким обмундированием в неизвестном направлении. Их увольняли, как "летунов" или "за дезертирство труда" (В 1931 году с формулировкой за дезертирство труда или за прогулы было уволено 108 человек, прогулом считалось даже опоздание на "расчет"), практиковался арест на трое суток. Были увольнения по личному заявлению, за отказ выполнять поручения начальника части (часто это был отказ выходить на сверхурочные работы) и за саботаж. Телефонисток увольняли, как безграмотных, несколько человек уволили с формулировкой "спящий на фронте" и еще боролись с врагами народа.

Приводим в качестве примера выписки из приказов 30-х годов прошлого века: "Младшего пожарного Новопашина отстранить от работы, как кулака и индивидуала". "Младшего пожарного Ракитина уволить, как "лишенца". "Безалаберность, граничащая с вредительством. Участились случаи приема на работу кулаков. Снять с работы сторожа - кулака, допустившего хищение ружья с патронами»

"Трубник Цыбулько не подчинился распоряжению начальника части, начал агитировать людей, подстрекать против занятий и дискредитировал трудовой договор"

Обмундирование от исподнего до зимних ватных штанов и курток при увольнении требовалось сдать на склад, но в течение года в суд поступали десятки исков от пожарной охраны о взыскании стоимости обмундирования или заявление в уголовный розыск для принятия мер.

 Не только невозможность вернуть, выданное обмундирование, хотя одни кожаные сапоги, входящие в комплект стоили 26 рублей 42 копейки, но и кражи побуждали руководство ГорУпо обращаться в милицию. Кража варежек шерстяных, рукавиц, муки, овса, пимов во время пожара, мыла из умывальника ....

Бывали случаи, когда виновником пожарный становился по стечению обстоятельств, например, младший пожарный опоздал на работу на 4 часа. Начальник части, посчитав это прогулом, отправил рапорт в УПО об очередном прогульщике. Однако пожарный объяснил, что утром зашел в первый участок милиции для прописки паспорта. Там его задержали для отправки на лесозаготовку. Когда парень объяснил, что он на службе в ПЧ, его освободили.

Дезертирство труда

В 1930 году вышло постановление ВЦИК и СНК СССР:

«О службе в пожарных организациях».

В целях укрепления дисциплины при несении пожарной службы Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

I.

1. От пожарных работников, состоящих на строевых и командно-административных должностях, вследствие особенностей характера их службы может быть потребована работа, связанная с опасностью для здоровья и жизни.

2. При поступлении на службу этих работников может быть взята подписка в том, что они обязуются прослужить не менее года.

Эти работники не могут прекращать исполнения своих служебных обязанностей до объявления в установленном порядке об освобождении их от должности и сдачи ее.

3. Указанные в ст.1 работники в течение срока, который они обязались прослужить, могут быть распоряжениями подлежащих начальников переводимы, в интересах службы, независимо от их согласия, из одной пожарной организации в другую в пределах данного населенного пункта. Начальникам соответствующих пожарных организаций предоставляется в случаях, предусмотренных табелью взысканий, налагать за нарушения служебной дисциплины следующие взыскания:

3 января 1930 г.

В Постановлении четко прописано: «может быть взята подписка». Но на местах подписка стала обязательным элементом приема на работу. Причем вначале брандмейстерам предлагалось взять подписку с самых надежных работников, а уже через полгода она стала обязательной для всех. Работников под угрозой увольнения заставляли подписаться, но и это не дало желаемого результата. Дезертирство труда стало массовой бедой тюменской городской пожарной команды.


Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»