Лев Сергеевич Баяндин


Лев Сергеевич Баяндин

работал в системе гражданской обороны Тюменской области

до 2018 года

Большую часть своей трудовой деятельности Лев Сергеевич посвятил Ямало-Ненецкому Автономному округу и суровому краю, название которого переводится с языка местных народов «Край земли», ранее входящего в состав Тюменской области. Будучи председателем окружного исполкома и администрации, осуществлял руководство Гражданской обороной Ямало-Ненецкого округа. Он приехал на Ямал молодым инженером-строителем. Строить пришлось много, практически все объекты инфраструктуры. Карьера складывалась успешно, он прошел все ступени роста: мастер, старший прораб, начальник строительного управления, заместитель председателя Пуровского райисполкома. В 1978 году Лев Сергеевич был назначен на должность заместителя генерального директора по капитальному строительству производственного объединения «Уренгойнефтегазгеология», а спустя пять лет избран председателем исполкома Пуровского районного Совета народных депутатов. Затем он избирался первым секретарем Пуровского райкома КПСС, председателем Ямало-Ненецкого окрисполкома. В 1991 году Указом Президента России Лев Сергеевич Баяндин был назначен Главой администрации ЯНАО. С вопросами гражданской защиты Лев Сергеевич впервые столкнулся в начале семидесятых годов, будучи заместителем председателя Пуровского райисполкома. В динамично развивающемся районе он курировал строительство, транспорт, связь, борьбу с тундровыми, лесными пожарами и паводками.

В то время было проще работать с хозяйствующими субъектами, – вспоминал Лев Сергеевич, – на тушение пожаров и борьбу с большой водой предприятия выделяли людей, спецтехнику, транспорт. Конечно, порой приходилось действовать методами убеждения, использовать административный ресурс, но в целом, руководители всех звеньев понимали важность возникающих проблем и шли навстречу в решении вопросов. Лев Сергеевич трудился на Ямале в самое трудное и интересное время. Шло интенсивное развитие ТЭК и открытие новых углеводородных месторождений.

Миллиард кубометров газа и миллион тонн нефти в сутки – таков был девиз времени, но для выполнения этого нужно было строить производственную базу, дороги, пирсы, железнодорожные подъездные пути, вертодромы и одновременно создавать систему защиты территорий и населения, Ямало-Ненецкий автономный округ – это 750 тысяч квадратных километров. И пусть население округа составляло чуть более пятисот тысяч человек, я, как Глава администрации, должен был думать о благополучии каждого жителя. На переломе социального строя, когда демократия зиждилась на советской законодательной базе, психология людей еще не перестроилась на новые рельсы, рыночные отношения едва зарождались, многие вопросы казались неразрешимыми. Но мы с командой единомышленников находили правильный путь ведения экономики и политики в нашем динамично развивающемся округе. Ямал - земля исконного проживания коренных малочисленных народов: ненцев, хантов, селькупов, манси, коми. Охотники, рыбаки и оленеводы, они спокойно жили на просторах округа, но в их жизнь пришли геологи, газовики, нефтяники, строители с тяжелой техникой, то есть началось активное техногенное вмешательство в природный баланс. Нужно было находить компромисс, объяснять населению политику государства. Совместно с Газпромом нам удалось решить вопрос о «компенсационном строительстве» в поселках Ямала. Строили блочные котельные, которые переводили на газ, детские сады, жилье, мини-заводы по переработке сырья местных отраслей хозяйства. Мы достигли того, что промышленность и традиционные северные промыслы мирно уживались на территории Ямала, а решение проблем коренных малочисленных народов Крайнего Севера всегда находилось в зоне приоритетного внимания Администрации автономного округа. В это же время возник вопрос о политической и экономической самостоятельности округа. В новой экономической формации руководители ХМАО, ЯНАО и Тюменской области искали наиболее правильный путь к развитию дальнейших взаимоотношений. 10 января 1992 года, на основании постановлений Глав администрации Тюменской области, ЯНАО и Югры, при Администрации Тюменской области был образован административный Совет. В него вошли главы администраций Ямала, Югры, юга Тюменской области и города Тюмени.

Таким образом, был создан механизм взаимодействия трех субъектов Федерации в политическом и экономическом плане. Были выработаны и получили дальнейшее развитие торгово-экономические, научно-технические, культурные, спортивные связи округов с областью и другими субъектами гражданских правоотношений, в том числе и по вопросам защиты граждан и территорий. В городах и округах работали специалисты по ГО, штаб ГО был в окружном центре. Это была не очень большая по численности структура. Угрозы ЧС природного и техногенного характера существовали всегда, и округ был готов к решению задач по их предупреждению и ликвидации. Задачи ГО мы решали своими силами: закладывали в бюджет определенные суммы на финансирование мероприятий по защите населения и территорий, взрывали ледяные заторы на реках, строили ледовые переправы, содержали в нормальном состоянии ПРУ и убежища, предусматривали средства на восстановительные работы. Все силы и средства были в состоянии готовности, и это подтверждали проверки, которые проводил областной штаб ГО. Контроль был постоянный. До создания МЧС вопросы защиты населения лежали, практически, на органах местной власти. Он так и говорил: "Я бы и сегодня рекомендовал поднять уровень ответственности муниципалитетов, дать им больше полномочий и финансовых возможностей для решения возникающих проблем".

С 1998 года Лев Сергеевич работал в системе Гражданской обороны Тюменской области, возглавляя коллектив управления мероприятий защиты населения и территорий Тюменской области. Он считал всегда, что Главное управление МЧС России по Тюменской области является единым, синхронно работающим коллективом, готовым к выполнению любых задач по защите населения. Совместно с руководящим составом Главного управления Дмитрием Масловым, Виктором Чипчаем, Юрием Алёхиным и их коллективами было выполнено достаточно задач как по вопросам гражданской обороны, так и по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, перечислять которые смысла нет. Главное - это слаженная работа между двумя коллективами, целями и задачами которых является спасение человеческой жизни.



Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»