Литвинов Михаил Петрович с 1973 по 1976 год.
Полковник Литвинов Михаил Петрович
Начальник штаба ГО с 1973 г. по 1976 г.
В то далекое время в Белоруссии семья Литвиновых жила бедно, крестьянские хозяйства были разорены, с работой было плохо, трудодней на жизнь не хватало. Первым в Сибирь за лучшей жизнью уехал старший брат Петра Игнатьевича. В письмах из далекого Сибирского села Судженка Яйского района, Кемеровской области, писал, что земли здесь много, успевай только работать, можно дом купить, да и народ здесь хороший. Почти в каждом письме уговаривал Петра переехать в Сибирь, и уговорил. В 1936 году поехал Петр Игнатьевич на разведку к брату. Место ему понравилось, люди тоже. Купил дом, правда домом его можно было назвать с великой натяжкой, так, развалюха какая-то, посадил картошку, собрал урожай и собрался за семьей, а брату наказал дом протапливать, чтоб картошка в подполе не замерзла.
Толи тепло из дома быстро выветривалось, толи брат протапливать забывал, история об этом умалчивает, только привез отец Михаила Петровича свою большую семью, жену и трех сыновей, в Сибирские сугробы и к мороженой картошке. Делать было нечего, надо было как-то жить начинать, да семью кормить. Мороженую картошку менял по ведру - два у сердобольных соседей на нормальную, брат помогал, чем мог, да и сам Петр Игнатьевич дома не сидел, пошел работать на железную дорогу. Жена занималась по хозяйству, сыновья Петр и Михаил учились в школе, а младший Валентин остался при матери. Михаил в то время ходил уже в пятый класс, был маленький, кругленький и осваивать русский язык ему было гораздо труднее, чем одноклассникам. Его «успехи» не раз вызывали дружный хохот не только учеников, но и преподавателя. Но смеялись они как то беззлобно, понимая переживаемые Михаилом трудности, да и смеяться им пришлось не долго, характера они его не знали. Настойчивым и упорным он был во всех делах, и скоро выровнялся со своими одноклассниками по русскому языку, а по некоторым предметам, даже преуспел. Эту особенность своего характера он пронес через всю свою жизнь. Благодаря ей, через десять лет завоевал сердце очаровательной Анны Петровны, но об этом чуть позже.
Жизнь налаживалась. Отец и старший сын работали, мать занималась хозяйством, Михаил и младший брат Валентин помогали ей. Отец мечтал видеть своего старшего сына, Петра – военным. Из Михаила думал, что ничего не выйдет, а младший сын, Валентин на тот момент был совсем маленький, и думать о будущей его профессии было рано. Но никто не мог предположить, что уже через год война перевернет все его планы.
В 1940 году Михаил окончил 7 классов Судженской неполной средней школы и с 1940 по 1941 год учился в Анжеро-Судженском горном техникуме, но не закончил его, началась война. Старший сын, Петр ушел на фронт, воевал в Белоруссии, но вскоре попал в плен, откуда бежал и оказался в партизанском отряде. Отец имел «Бронь», как служащий железной дороги, да и здоровье у него было уже неважное. Михаилу пришлось вернуться домой, и работать в родном селе заведующим клубом, а точнее избой-читальней. В 1942 году Петр Игнатьевич простудился, тяжело заболел и умер, а 5 января 1943 года Михаил был призван в ряды Советской Армии и направлен курсантом в Томское артиллерийское училище, которое в декабре 1943 года окончил.
Из фронтовой жизни известно не много. Войну Михаил Петрович закончил, в составе 29 истребительного противотанкового полка, 16-й отдельной истребительной противотанковой бригады, вместе со своей батареей, в должности командира огневого взвода, в звании лейтенанта, в Кенингсберге. Было ему на то время чуть больше двадцати лет.
После окончания войны Михаил Петрович остался служить в Прибалтийском военном округе, сначала в городе Даркимент, а затем в городе Доштау, что находился в 60-ти километрах от Кенигсберга, куда в 1946 году привез свою молодую жену Анну Петровну из далекой Сибирской деревни Судженка, Кемеровской области. В Судженке, еще в 1937 году они учились в одной школе, но внимания друг другу не оказывали, учитывая их возраст. Отношения завязались в очередном отпуске, в 1946 году, когда они с разных мест съехались в родную деревню. Михаил был молодым лейтенантом, а Анна – начинающим медиком. В 1948 году у них родилась дочь - Татьяна.
Наступили времена хрущевских сокращений в армии. И возникла необходимость овладевать гражданской специальностью. По настоятельной рекомендации Анны Петровны, Михаил Петрович в 1959 году поступил в Омский сельскохозяйственный институт имени С.М. Кирова. Учился заочно, свою учебу сильно не афишировал, т.к. учеба военных в гражданских ВУЗах не поощрялась. Для сдачи сессии приходилось специально брать отпуск. Как показали дальнейшие события, Анна Петровна была права, высшее гражданское образование пригодилось. Настал момент когда, старшие начальники, ссылаясь на отсутствие у Михаила Петровича высшего образования и требования руководящих документов по этому вопросу, хотели предложить ему уволиться из Вооруженных Сил. Каково же было удивление, когда им представили диплом. Собственно с этого момента и начался новый этап в военной службе Михаила Петровича, он попал в гражданскую оборону. С появлением в арсенале Вооруженных Сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов, на территории Советского Союза не осталось недосягаемых мест для ядерных ударов вероятного противника. В связи с этим, вопросы гражданской обороны по своей значимости вышли на стратегический уровень.
Будучи начальником штаба гражданской обороны Ленинск-Кузнецка, а затем Новокузнецка, Михаилу Петровичу приходилось организовывать работу в свете возросших требований. Да и дело было новое, во все вопросы нужно вникать, а некоторые, просто изучать. Но это особо не пугало, учитывая его характер. Разработка планов, организация взаимодействия со службами ГО, укрепление материально-технической базы этих служб, строительство складов мобилизационного резерва ГО, обучение населения, тренировки и учения занимали очень много времени, так что семья его практически не видела, и по этому редкие выходные старались проводить как можно интереснее.
В Тюмени Михаил Петрович оказался неожиданно. Бывший начальник штаба ГО Тюменской области трагически погиб и нужен был руководитель с опытом работы. Такой опыт работы имелся. Раздумывать долго не стал. Семья была не против.