Виктор Борисович Чипчай с 2005 г. по 2009 г.
Виктор Борисович Чипчай
родился 5 декабря 1955 года в г.Губаха Пермской области. В 1977 году закончил Тюменское высшее военно-инженерное училище, в 2001 году - институт развития при Академии гражданской защиты МЧС России. Проходил военную службу:
в Ужгороде, в Группе советских войск в Германии, в Усолье-Сибирском, в Иркутске.
С 1988 по 1995 гг. - начальник отдела штаба ГО и ЧС Тюменской области;
в 1995-1999 гг. - начальник управления по делам ГО и ЧС Ханты-Мансийского автономного округа;
с 1999 по 2005 - начальник Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Тюменской области. Воинское звание – полковник.
Родился я в обычной советской семье. Мама в торговле всю жизнь проработа¬ла, а папа механиком в тресте «Тюмень-строй». Сейчас - пенсионеры. Слава Богу, живы, здоровы, все на дачу рвутся: «Давай вези нас, надоело уже в городе...». Закончил 12-ю школу, поступил в ТВВИКУ. Дело в том, что у меня был и есть хороший друг, мы до сих пор дружим, у нас очень тесные взаимоотношения. Так вот, у него в то время там брат учился и при выборе профессии повлиял на мое решение. С его подачи, скажем так, с его благословения, я и начал свой военный путь. В семье я - единственный военный.
Сначала было очень тяжело. Считайте, от дома, так сказать, от пирожков, от сметанки и вдруг в такой жесткий ритм с большими физическими нагрузками. Всякое бывало, и на «Губе» сидел. Был даже период такой - плюнуть на все да уйти. Но хватило ума и терпения перебороть себя, включилось второе дыхание. У нас очень хороший был командир взвода - Анатолий Михайлович Седых, душевный человек, который всегда нас поддерживал. Вот с его и Божьей помощью, скажем так, в 1977 году закончил училище и получил военную специальность - сапер. А гражданская - инженер по эксплуатации инженерных машин. После училища был направлен в войска. Сначала в мотострелки попал, и так был им до 1983 года. После по замене уехал в Германию, из Германии - в Забайкалье и вот там уже начал службу в гражданской обороне командиром роты полка ГО.
Честно говоря, когда мне эту должность предложили, я даже не знал, что есть такие войска. Думал, что раз гражданская оборона, то и занимаются этим гражданские люди. Но быстро разобрался. Понял, что это строевая часть, хотя ритм жизни более спокойный. Год прослужил, и мне предложили уйти на работу в штаб гражданской обороны Иркутской области старшим офицером отдела. Вот с этого момента, можно считать, и началось мое становление в гражданской обороне.
Занимался я инженерно-техническими мероприятиями. Совершенно другой ракурс службы! Если мы в войсках: равняйсь, стройся, есть, смирно, так точно, - то тут пришлось работать исключительно с гражданскими организациями. Другой подход, другие навыки, манера поведения. Но мне везло и по сей день везет на руководителей. Начальник отдела штаба полковник Князев (сейчас он на пенсии) мне здорово помог стать на ноги. Причем таким образом: знаете, как учат плавать? Сразу и резко в воду - и барахтайся. Он мне не дал раскачиваться, постепенно втягиваться, сразу несколько направлений дал, навалил - и дело пошло. Со старшего офицера я ушел начальником отдела в городской штаб. А потом появилась возможность приехать сюда, в Тюмень, на родину, к родителям своим. Это было в декабре 1988 года. Служба шла ровно, особых проблем не было. И здесь тоже с руководителем повезло - Дмитрий Иванович Маслов. Именно он начал «выдвигать» меня на должность начальника управления Ханты-Мансийского автономного округа. Я скажу честно, сопротивлялся, как мог. Говорю:
«Нет, я приехал к родителям, им помогать надо, а тут опять куда-то сниматься, опять пакуй вещи...». Но где-то с третьего захода он меня сумел-таки убедить.
Пять лет в Ханты-Мансийске. А когда Дмитрий Иванович уходил на пенсию, он же и сказал мне: «Ну все, отстажировался там, давай на мое место». И я вернулся сюда. С тех пор руковожу Главным управлением по делам ГО и ЧС Тюменской области.
Гражданская оборона - это очень широкий спектр вопросов и задач, которые необходимо уже сейчас, в мирное время, решать для того, чтобы быть уверенным в своем будущем. Но мы не замыкаемся толь¬ко на гражданской обороне. С созданием Министерства по чрезвычайным ситуациям акценты несколько изменились. Больше внимания стали уделять вопросам чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов, авариям, связанным с техногенными вопросами. Работы - непочатый край.
Раньше служащих гражданской обороны воспринимали так: здоровые мужики, а
занимаются какими-то «ядрёными» ударами, простынями накрываются... Вроде войны никакой нет и не будет, все нормально, а они тут в военные игры играют. С созданием министерства мы стали более приземленными, скажем так. Больше стали внимания уделять вопросам мирного времени.
Мне кажется, что, в общем-то, неплохо у нас поставлена работа. Конечно, мы еще не можем сегодня посоревноваться с таким «монстром», как Нижегородская область, допустим, в создании той же единой диспетчерской службы, не дошли до необходимого уровня. Но стараемся, и у нас получается многое. И есть тому подтверждение. В декабре прошлого года проводилось у нас, на территории области, региональное подведение итогов среди субъектов Федерации двух федеральных округов - Приволжского и Уральского. Руководство весьма прилично оценило наше состояние. Так скажем: мы в первой десятке.
Конечно, само по себе ничего не приходит, и наши успехи (а они безусловно есть) не проявились бы, если бы не поддержка - абсолютно во всем - областной администрации. И в первую очередь надо сказать слова благодарности нашему губернатору, потому что он лично уделяет большое внимание предупредительным вопросам, в частности - противопаводковым мероприятиям. А для нас они характерны. Правда, не настолько, как, например, в Курганской области, - она на слуху. У нас наиболее сложный в этом отношении Ярковский район. Последние четыре года подряд у нас большая вода. И в этом году мы ее ждали. Губернатор проникся этой проблемой и обеспечил финансирование, дал нам возможность организовать работу по подготовке прохождения талых паводковых вод.
Мы за этот период провели большие работы - построили новые гидротехнические сооружения, отремонтировали существующие, сейчас эта работа продолжается. Очень важный объект для нас- биофабрика в Тобольске. Сейчас изыскали средства для того, чтобы укрепить берег Иртыша в этом районе. Сложно выглядит и подгорная часть города Тобольска. Все это мы держим на контроле. Кроме этого - все холодильники, водоочистка, канализация, все, что связано с хлором и аммиаком, нефтехранилища и нефтебазы. У нас существует программа снижения рисков, которая рассчитана до 2005 года. По этой программе и идет финансирование «рискованных» объектов через наше Главное управление или через Главное управление по строительству администрации области.
В нашем управлении служат 134 чело¬века. Приходят к нам из тюменских вузов, после окончания Академии гражданской защиты. Мы - управленческий аппарат, координирующий центр, если так можно сказать. Наша задача - вовремя среагировать и организовать взаимодействие сил, решение вопросов по тем или иным направлениям.
Кроме того, у нас есть и резервы - собственные и министерские. Например, спасательный центр в Тобольске, созданный на базе полка гражданской обороны. В оперативном плане он сможет нам предоставить свои силы и средства для решения той или иной программы без предварительного согласования с региональным руководством. Мы постоянно «контачим», проводим совместные тренировки и учения.
Согласитесь, гражданский персонал можно мобилизовать и привлечь, но мобильность, время реагирования на не штатную ситуацию, безусловно, у воинского подразделения, а Центр таким и является, несравненно выше. У нас существует . служба экстренного реагирования - кстати, довольно хорошая служба, которая в прошлом году на всероссийских соревнованиях заняла третье место, вперед Дагестан ушел и Санкт-Петербург. У на. есть договоренность с саперным полком, по которой нам подготовили группу взрывников, есть договоры с авиапредприятиями на выделение нам в случае необходимости авиационной техники... Так что работаем в полном контакте и взаимопонимании.
Мы взаимодействуем со всеми окружающими нас территориями, налаживаем кон¬такты по обмену опытом со Свердловской, Курганской, Омской областями, с Северо-Казахстанской областью Республики Казахстан. Я уж не говорю о наших автономных округах. Чтобы предупредить ту или иную чрезвычайную ситуацию, надо владеть информацией, поэтому обмен ею в постоянном повседневном режиме нашей деятельности отлажен.
Наиболее сложная задача, которую мы сейчас решаем, это объединение Управления государственной противопожарной службы (УГПС) с подразделениями МЧС. Представьте ту махину, которой является пожарная служба, ее боевые подразделения, тот славный путь, который они прошли, и тот опыт, который они приобрели, и вот теперь должны слиться с МЧС. Они уже стали нашим структурным подразделением, в оперативном управлении находятся в моем подчинении, но этот переход про¬исходит довольно болезненно. Там же все давно сложилось, в этой системе - и вопросы социальной защиты, и финансового обеспечения, и вещевого обеспечения, и т.д. тем не менее, считаю, нам удалось эту задачу решить. Коллективы успокоились, начинается нормальная повседневная деятельность. Ведь в принципе решение о передаче УГПС в Министерство по чрезвычайным ситуациям - абсолютно верное. Кто входит в горящее здание, дом, офис первым? Пожарный. Значит, он должен уметь не только тушить пожар, но, если там находятся люди, уметь оказать первую медицинскую помощь, иметь навыки работы спасателя. Поэтому логика здесь прямая, и она сомнению не подлежит.
Еще одна задача, которую предстоит решить уже в этом году, - создание единой диспетчерской службы. За основу взят опыт Германии. У них есть служба такая - 112. Единый номер, и диспетчерская служба реагирует на все нештатные ситуации. У нас (я имею в виду всю страну), принято решение создать такую службу на базе телефонного номера 01. Сейчас мы этим занимаемся. Те же аварии на коммунальных сетях, дорожно-транспортные происшествия, утечка газа - все будет на этом едином номере, и уже диспетчер будет «разводить».
Мы считаем, что наша служба работает для людей. Для того чтобы предотвратить, предостеречь, оказать помощь. Простые житейские ситуации случаются, и не всегда люди знают, куда обратиться и кого попро¬сить о помощи. Сколько случаев бывает, что захлопнулась дверь, человек полез через балкон - сорвался, упал и разбился. А наши люди проходят альпинистскую под¬готовку, у них снаряжение, опыт работы, по дому им залезть не составляет сложности. Кошек, правда, мы давно уже не снимаем. А вопросов разных очень много. Недавно был в прямом эфире на радиостанции «Красная Армия», мужчина звонит и говорит: «А вы НЛО занимаетесь?» - «Что вы имеете в виду?» - «Да у меня уже вторую неделю над балконом НЛО висит, окажите помощь».
- «Ну это не к нам, вам надо к уфологам».
- «А если этот НЛО мне вред нанесет?»...
Заслуга средств массовой информации и нашего министерства - приподняли статус наш, и МЧС сейчас «на слуху». Но скажу, что эта популярность отчасти и вред приносит. У людей складывается впечатление, что МЧС - эдакий богатырь, который в состоянии решить абсолютно все, у него куча денег, он может все купить, помочь, отремонтировать. Это далеко не так. У нас, как и у всех, очень много проблем, и проблемы финансирования, конечно же, в первую очередь. Приходится жить в тех условиях, в которых живет вся страна.
Вообще я лично - счастливый человек. Почти 30 лет служу своей Родине. Есть много положительных моментов, которые дает воинская служба. Прежде всего - дисциплинированность и чувство ответственности. Ведь сразу же, молодым лейтенантом, ты получаешь 30 «гавриков», которые еще ничего в этой жизни не умеют, и ты несешь за них ответственность. Воспитал двух дочерей, одна закончила наш Тюменский университет, другая нынче завершает учебу в медицинской академии. Обе замужем. В прошлом году родился первый внук. К со¬жалению - а может быть, к счастью, - у меня нет какого-то хобби. Есть дача, родителям помогаю. Иногда - рыбалка, охота. Спортивный болельщик, в разумной степени. Но главное в жизни - это все-таки служба. Есть такая профессия...