Была война.
Еще в 1939 г. Советская пожарная охрана усиленно стала готовиться к действиям в боевых условиях, с учетом того, что авиация и артиллерия фашистской Германии в массовом порядке применяли бомбардировку и обстрелы не только прифронтовой полосы, но и мирных городов с гражданским населением. Эта задача была облегчена тем, что еще в 1934 г. пожарные команды вновь стали военизированными. Приказом НКВД СССР в 1940 г. был введен в действие «Боевой устав пожарной охраны», «Устав внутренней службы в пожарной охране» и ряд других документов, регулирующих деятельность пожарной охраны. Принятие новых руководящих документов фактически переводило пожарную охрану в СССР на военное положение.
С первых дней Великой Отечественной войны пожарная охрана Тюмени была переведена на особый режим работы. Весь личный состав перешел на казарменное положение, велась активная работа по подготовке к несению службы нового пополнения. Работники ГПН организовали всеобщее обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты зданий и сооружений.
В Тюмень прибывали эвакуированные из центральной части страны и Украины предприятия, которые в короткие сроки размещались на приспособленных площадках и вступали в строй, выдавая продукцию, так необходимую фронту. Здесь были размещены двадцать два промышленных предприятия. Некоторые из них (аккумуляторный завод, завод пластмасс, весовой, химико-фармацевтический заводы) в послевоенные годы, оставшись в Тюмени, превратились в крупнейшие предприятия города.
Химфармзавод
Для нужд фронта выпускали медикаменты(22 наименования химических препаратов).
Тюменская судоверфь выпускала катера. 160 торпедных катеров, на которых сражались моряки Черноморского и Балтийского флотов.
Выпуск специального планера КТ - "крылатый танк" А-40 был налажен в Тюмени. Завод по его изготовлению располагался на Центральной площади в крытых лабазах рынка.
На многих "номерных", "закрытых" предприятиях выпускали оружие, боеприпасы различного калибра, мины, минометы.
Завод «Механик» С первых дней войны завод перешёл на производство военной продукции - миномётов и мин калибра 82 и 120 мм, корпусов гаубичных снарядов калибра 122 мм.
В Тюмень и другие города округа направлялись раненные для восстановления здоровья. Только в Тюмени работало 11 госпиталей. С запада в Сибирь шли эшелоны с эвакуированными из прифронтовой полосы. В их числе было много детей, которых определяли в детские дома области.
В июле 1941 года в Тюмень доставили саркофаг с телом В.И. Ленина.
Саркофаг был размещен в здании сельскохозяйственного техникума.
В 1942 году в Тюмени имелось 38 разных предприятий, 192 госучреждения, 435 домов жилуправлений и 7283 частных дома. Тюменские пожарные обслуживали 7894 объекта. Профилактика пожаров в этот период имела приоритетный характер. За допущенный пожар спрашивалось по законам военного времени
Можно только догадываться, какие невероятные усилия пришлось приложить сотрудникам государственного пожарного надзора, чтобы в этот период в тылу не было допущено роста количества пожаров. Тем не менее, полностью исключить загорания не удавалось. В годы войны по-прежнему горели жилые дома, случались загорания на предприятиях и даже, в госпиталях, размещенных в Тюмени и районах:
18 февраля 1942 в 4 часа утра в эвакогоспитале №1448 в Тюмени произошел пожар. К моменту прибытия 1-й пожарной команды, он принял угрожающие размеры. Огнем было охвачено чердачное помещение и прогорело потолочное перекрытие 3-го этажа. Больных эвакуировали пожарные.
5 декабря 1941 года в селе Омутинка пожаром уничтожено 2-х этажное деревянное здание средней школы, которое переоборудовалось под военный госпиталь. Причина: неисправность печи, отсутствие воды, пожар запущен.
28 декабря 1941 в Байкаловском районе сгорела Курбатская машино – тракторная станция. Огнем уничтожено все здание и часть оборудования. Причина – преступная халатность обращения с паяльной лампой моториста МТС.
31 декабря 1941г. сгорело 2-х этажное деревянное здание Викуловского райсовета депутатов трудящихся. Причина - бумажный абажур, надетый на лампу».
13 сентября 1942 года вышло Постановление СНК СССР «Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности», которое усилило эффективность работы по предупреждению пожаров. Работники Госпожнадзора, а также начальствующий состав ведомственных пожарных команд промышленных предприятий и транспорта в дни Отечественной войны широко применяли методы активной профилактической работы.
В управлении пожарной охраны Тюменского округа была создана агитационная группа. Агитаторы имели: кинопроектор немой, немую кинопередвижку, фильмоскоп, радиолу, радиоприемник, радиорепродуктор( 4 шт.), книжный фонд-1275 шт. и фотоаппарат. Рояль и пианино, струнный оркестр, карты географические ( 15 шт.), баян с футляром, гармонь двухрядная, патефон (3 шт.), балалайку, гитару (4 шт.) 77 пластинок к патефону, 40шт. портретов вождей в рамках, 2 бюста вождей. Все это богатство использовалось для профилактической работы среди населения и личного состава. Выступление агитатора обязательно включало в себя сводку с фронтов, доклад о текущем моменте, сообщения о достижениях земляков, обзор ситуации с пожарами и мерах по предотвращению загораний. Обнаруженные нарушения противопожарных правил устраняли тут же, в ходе обследований и проверок.
К началу 1942 г. пожарная охрана страны располагала уже проверенным на практике опытом боевой и профилактической работы в условиях войны. Для ознакомления пожарных работников с формами профилактической работы и методами борьбы с пожарами выпускали специальный бюллетень «Противопожарная оборона». Вышли в свет пособия и техническая документация по профилактической работе и эксплуатации источников противопожарного водоснабжения в зимних условиях, а также правила пользования временными приборами отопления. Ответственность сотрудников государственного пожарного надзора увеличивалась с каждым днем.
...В 1943 на заводе "Красный Октябрь" случился пожар. Предприятие считалось пожароопасным и стратегически важным — на нем изготавливали ящики для патронов и снарядов. По какой-то причине именно в тот день начальник ППК снял бойцов с дежурства, а лошадь отрядили на хозяйственные работы. Надежда была только на немного¬численные автомобили. Вот только в тот злополучный день шофер Екименко никак не могла завести машину. Двадцать минут билась женщина с капризной техникой, пытаясь провернуть "кривой стартер".
Пожар потушили, ущерба удалось избежать, но виновных ждало серьезное наказание. На совещании по разбору пожара заместитель начальника ОПО, капитан госбезопасности товарищ Брянов заявил: "За самый незначительный проступок будем передавать дело в суд. Враг посылает в наши тылы диверсантов, которые ищут слабое звено. Вот "Красный Октябрь" и стал таковым уязвимым местом. А такая техническая готовность пожарных машин есть преступление перед Родиной..."