Рычаги воздействия.

В восьмидесятые годы протоколы о нарушении правил пожарной безопасности могли составлять младшие инспекторы ГПН СВПЧ, начальники добровольных пожарных дружин, внештатные инспекторы пожарной профилактики в сельских поселениях, назначаемые постановлениями местных органов власти, а также любой аттестованный сотрудник милиции, включая участковых уполномоченных. Эти протоколы направлялись в отделения и инспекции ГПН.

В соответствии с Положением о ГПН в СССР, утверждённом Постановлением Совета Министров СССР № 1115 от 26.12.1977 года, начальник УПО и его заместители были вправе налагать штраф в размере до 40 рублей на должностных лиц, и до 20 рублей на граждан. При нарушении правил пожарной безопасности на предприятии, в учреждении, организации, создающем непосредственную угрозу возникновения пожара, начальник УПО и его заместители были вправе приостановить частично или полностью работу предприятия (отдельного производства), запретить эксплуатацию здания, сооружения.

Начальники других органов ГПН, включая начальников ОПО УВД Окрисполкомов, и инспекторы ГПН были вправе налагать штраф на должностных лиц до 20 рублей, на граждан до 10 рублей. При нарушении правил пожарной безопасности на предприятии, в учреждении, организации, создающем непосредственную угрозу возникновения пожара, указанные работники ГПН были вправе запретить эксплуатацию отдельного помещения, приостановить работу производственного участка или агрегата, если это не влекло за собой прекращения функционирования предприятия (отдельного производства) в целом".

В 1986 году в систему государственного пожарного надзора СССР вводится институт «государственных инспекторов по пожарному надзору».

Кодекс устанавливает общие принципы административного законодательства в РСФСР. Ранее, до принятия КоАП РСФСР, административные права надзорных ведомств, а также порядок производства по делам об административных правонарушениях в надзорных ведомствах, включая органы государственного пожарного надзора, регламентировались отдельными Указами Президиумов Верховного Совета СССР, РСФСР и Постановлениями Советов Министров СССР, РСФСР.

Постановлением Совета Министров СССР от 19 марта 1986 года № 356 в «Положение о ГПН в СССР» вносятся изменения. В соответствии с ними начальники ГУПО МВД СССР и Союзных республик, а также их заместители, одновременно по должности становятся «Главными государственными инспекторами по пожарному надзору». Начальники УПО УВД Край(Обл)исполкомов и их заместители, одновременно по должности становятся «старшими государственными инспекторами по пожарному надзору». Увеличивается размер штрафов, которые они вправе налагать. Так, старшие государственные инспекторы по пожарному надзору стали вправе налагать штрафы до 80 рублей на должностных лиц и на граждан до 25 рублей. Кроме этого они вправе приостановить частично или полностью работу предприятия (отдельного производства), запретить эксплуатацию здания, сооружения. Другие должностные лица органов ГПН, включая начальников ОПО УВД Окрисполкомов, одновременно по должности становятся «государственными инспекторами по пожарному надзору». Они стали вправе налагать штрафы на должностных лиц до 40 рублей и до 10 рублей на граждан, а также выносить предупреждения.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР соответствующие изменения, касающиеся новых наименований должностных лиц, обладающих административными правами ГПН и новых размеров штрафов, были внесены в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.

Приказом МВД СССР от 15 января 1987 года № 15 утверждается новое «Наставление по организации деятельности органов государственного пожарного надзора МВД СССР». В нём предусматриваются все изменения в деятельности органов ГПН в связи с вступлением в действие КоАПП РСФСР в 1985 году и изменениями, внесёнными в 1986 году в «Положение о государственном пожарном надзоре в СССР».

Еще одним документом, укрепившим уровень противопожарной защиты и позиции ГПС, стал закон Тюменской области «Об административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности», согласно которому административная ответственность за нарушение требований пожбезопасности составила 100 минимальных размеров заработной платы. В принятии Закона пожарные Тюменской области были в числе лидеров. Активная позиция пожарных привела к тому, что на уровне губернатора области был издан ряд постановлений, призванных привлечь население к делу борьбы с пожарами, развивать добровольные пожарные дружины и регулировать отдельные вопросы пожарной безопасности. Для примера назовем несколько из них: « Об утверждении положения о порядке обучения мерам пожарной безопасности населения области», «О мерах по развитию противопожарного страхования в области», «Об утверждении положения о добровольной пожарной охране в области», «Об утверждении положения о внештатных инспекциях (группах) пожарной охраны».

В связи с динамичным развитием общества, часть нормативно – правовых актов требуют корректив и изменений, что заставляет постоянно держать руку на пульсе законотворческого движения. Над созданием законопроектов работали А.В. Никулин, С.В. Зиневич, А.Н. Шкуратов, А.А. Бородин, О.В. Шипов.

29 августа 1988 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 1058 «О мерах по дальнейшему укреплению пожарной безопасности в стране». Постановление представляло конкретные мероприятия и планы по совершенствованию материально-технической базы министерств и ведомств СССР в целях борьбы с огнём на 1989-2005 годы. В том числе в «Положение о ГПН В СССР», № 1115 1977 года были внесены изменения, в соответствии с которыми отряды и части военизированной пожарной охраны на объектах народного хозяйства (ОВПО и ВПЧ по охране объектов) включались в состав органов ГПН, а руководящий и профилактический состав ВПЧ наделялся правами ГПН. Начальники ОВПО, их заместители, начальники ВПЧ, их заместители, инструкторы пожарной профилактики одновременно по должности стали «государственными инспекторами по пожарному надзору».

Таким образом, только в Тюменской области численность работников ГПН увеличилась более чем на 500 единиц. Кроме того, было предусмотрено включение государственных инспекторов по пожарному надзору в состав государственных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений, а подпись представителя ГПН в акте приемки, становится обязательной.

Постановлением были дополнены причины, позволяющие работникам ГПН приостановку эксплуатации зданий, сооружений, устройств, производств и отдельных участков. К физической причине: «непосредственной угрозе возникновения пожара», добавилось действие (бездействие) должностных лиц, в том числе при невыполнении предусмотренных проектом или нормами проектирования противопожарных требований при строительстве, реконструкции, расширении или техническом перевооружении объектов.

Частью 2 пункта 1 Постановления № 1058, Совет Министров СССР обязывал исполкомы местных Советов народных депутатов систематически контролировать выполнение установленных требований по обеспечению пожарной безопасности городов, других населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

Это позволяло осуществлять комплексные проверки обеспечения пожарной безопасности районов, включая всю инфраструктуру, расположенную на территории Тюменской области. Сотрудники государственного пожарного надзора утверждали план-задание в органах власти и выезжали в район на проверку деятельности исполкомов местных Советов по организации борьбы с пожарами. Работа начиналась с представления руководителю района. По результатам проверки сотрудник ГПН составлял подробную справку, которая представлялась первому секретарю райкома КПСС.

Практика проверки районов продолжалась и после того, как КПСС приказал долго жить.

Из воспоминаний ветерана пожарной охраны Юрия Александровича Тайкова:

   

 -"Очередная командировка в один из районов Тюменской области повергла меня в недоумение. Глава района не захотел со мной разговаривать, и, не взглянув в представленные мной документы, грубо ответил, что если мне надо, то я должен пойти и проверять, и не отвлекать его по пустякам.

И я начал проверять. В гараже администрации в электросчетчике обнаружил отвертку, о которой из предписания в предписание указывал местный инспектор ГПН, отсутствие огнетушителей и плана эвакуации и еще много замечаний. Кроме того, мы проверили объекты, принадлежащие родственникам Главы. Нарушений в каждом из них было более чем достаточно, чтобы приостановить деятельность, что и было сделано. Мы работали всю ночь, а утром уехали в отдаленные сельскохозяйственные учреждения. Не было тогда сотовой связи и телефонов тоже не было. Глава прислал за мной свой «Уазик», но я закончил проверку объекта и только к вечеру вошел в его кабинет. Разъяренный чиновник с порога обрушился на меня площадной бранью, уверяя, что одного его звонка достаточно, чтобы я был уволен со службы.

- «Хозяин здесь Вы,- вежливо ответил я. – За все отвечаете Вы,- и, не удержавшись, заметил - А мы тебе поможем».

 - Ты мне не тычь!- кричал Глава, а я вежливо попрощавшись, закрыл дверь его кабинета. По итогам работы в районе у меня получилась не справка, а песня! Я писал ее от души. Справка легла на стол Губернатора. На заседании межведомственной комиссии эти факты сыграли роль, были за Главой и другие погрешности, и вскоре его сняли с должности".

Более чем в десять раз увеличились штрафы за нарушения пожарной безопасности в 2011 году. Изменения в кодексе об административных правонарушениях пожарной безопасности вступили в силу 17 июля 2011 года.

Если до момента вступления закона в действие ответственность юридического лица за нарушения требований пожбезопасности составляла 10-15 тыс. рублей, то с июля 2011 – 150-200 тыс. рублей. Ужесточение административной ответственности было вызвано большим количеством пожаров в России. Ежегодно происходило до 200 тысяч пожаров, в них погибали до 15 тысяч человек.


Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»