В эпоху перемен.
В восьмидесятые годы прошлого столетия в своей деятельности Государственный пожарный надзор руководствовался: Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 17 марта 1935 г. N 450 "О пожарной охране", Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров СССР от 7 апреля 1936 г. N 52/654 "Положение о государственном пожарном надзоре и о городской пожарной охране".
Управление пожарной охраны УВД Тюменского облисполкома располагалось на трёх верхних этажах здания на улице Максима Горького, дом 72 «а». На первом этаже размещалась самостоятельная военизированная пожарная часть (СВПЧ) № 14, а на втором этаже находилось тюменское областное управление государственного страхования (Госстрах) Минфина СССР. В те годы Госстрах СССР выделял на цели пожарной охраны значительные средства, поэтому здание УПО было построено при поддержке областного страхового ведомства.
УПО УВД Тюменского облисполкома возглавлял подполковник внутренней службы Вязниковцев Алексей Вениаминович. Его заместитель по ГПН майор внутренней службы Подушко Владимир Григорьевич, был назначен на эту должность в 1983 году, будучи в звании капитана внутренней службы.
Отделом ГПН руководил майор внутренней службы Проскурдин Сергей Иванович, в должности его заместителя трудился подполковник внутренней службы Смоляков Василий Дмитриевич.
Самыми крупными в отделе были нормативно-техническое отделение, которое возглавлял майор Маслов Евгений Владимирович и отделение литерных объектов под руководством майора Кадочникова Юрия Викторовича.
В нормативно техническом отделении трудились: ветеран пожарной охраны майор Солнцев Александр Павлович, старшие лейтенанты Гавриков Виктор Егорович, Стецов Сергей Иванович; лейтенанты Бородин Владимир Александрович, Селявин Валерий Михайлович, Булаев Игорь Валерьевич.
В 80-е годы каждый проект должен был пройти согласование нормативно-технического отделения. Кабинет отделения напоминал архивный склад проектов. По воспоминаниям ветеранов проектная документация по Тобольскому нефтехимкомбинату была привезена в нескольких мешках.
В тот период интенсивно строились нефтегазопроводы, нефтеперекачивающие и газокомпрессорные станции, крупные товарные нефтепарки и газоперерабатывающие заводы. Началось строительство Тобольского нефтехимкомбината. Росли и обустраивались северные города. На нефтяную и газовую промышленность, трубопроводный транспорт, на строительство жилья, объектов соцкультбыта в области работало свыше 500 строительных и 120 проектных организаций. На объектах внедрялись новые строительные материалы, конструкции и технологии. Впервые в практике на месторождениях стали проводить кустовое бурение скважин, в нефтепарках в условиях Сибири устанавливались огромные емкости на 20 и 50 тысяч кубических метров.
Новейшие технологии внедрялись и в сферу деятельности противопожарной службы. Институт «Гипротюменьнефтегаз» предложил прокладку сухотрубов для подачи раствора пенообразователя от насосной станции к пеногенераторам на резервуарах. После монтажа и проведенных испытаний НТО ГУПО МВД одобрило это решение.
Из воспоминаний ветерана пожарной охраны Андрея Дмитриевича Опенкина:
-«В 1984 году, после службы в армии, я устроился в пожарную часть № 15 и попал в тот период, когда на учебу в пожарно - технические училища принимали только людей, отслуживших в армии. Я подходил по всем параметрам и был отправлен на учебу.
По распределению, по окончанию учебы, меня направили в нормативно - технический отдел.
Начальник отдела Фурсов Михаил Иванович и его заместитель Маслов Евгений Владимирович приняли молодого специалиста душевно, но времени на раскачку и ознакомление не давали. Я сразу окунулся в работу, постигая на практике, то, что в теории казалось делом легким.
Направление - пожарная сигнализация и автоматика, которое мне поручили, заставило вновь сесть за книги. На рабочем столе в кабинете лежали толстые стопки СНиПов, нормативов, правил и регламентов. Такая картина собственно, наблюдалась на столах всех моих коллег. В одном кабинете со мной трудились В.А. Бородин, В.А. Перлухин, И.В. Семенов, В.Е. Гавриков, И.В. Булаев, С.И. Стецов. Часто бывало, что вопрос, возникший у одного из коллег, обсуждали все, листая СНиПы и нормативные документы. Владимир Александрович Бородин, как правило, вносил резюме нашим исканиям. Он был моим наставником и учителем, как собственно для всех специалистов, прошедших через нормативно - технический отдел.
С проблемными вопросами шли к Проскурдину Сергею Ивановичу, который сменил на посту Михаила Ивановича Фурсова. В общем, в коллективе царили доверие, взаимопонимание и стремление к совершенствованию. Мы были азартными до работы.
Работа наша была, отнюдь, не кабинетная. Строился город Тюмень, северные города области, маленькие поселки получали статус городов и тоже строились, обустраивались месторождения, возводились всевозможные предприятия и заводы.
Мы следили за тем, чтобы все нормативы в области пожарной безопасности, заложенные в проектах, были воплощены в жизнь. От отвода земельного участка, до завершения строительства. Выезжали на приемку законченного строительства с правом подписи и без него, вместе со специалистами проектных институтов вносили коррективы в проекты на стадии их создания».
Из воспоминаний ветерана пожарной охраны Сергея Гельмутовича Каспера:
-«В Тюмени шел строительный бум: около 200 новостроек вводились в эксплуатацию ежегодно. Большая часть из них находились в Ленинском районе. Руководство части дальновидно приняло решение о создании нормативно-технической группы, в состав которой вошли я и Мордвинов М.М.. Раньше на объектах строительства сотрудник пожарной охраны появлялся только в составе рабочей комиссии по приемке объекта в эксплуатацию, а после создания группы появилась возможности «вести» объект с момента отвода земельного участка, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и с последующей передачей наблюдательного дела инспектору ГПН для проведения дальнейшей профилактической работы. Мы вводили новшества в работу. Так, в наблюдательные дела по строящимся объектам впервые ввели карточки новостроек. На начальной стадии строительства делали выборку из проектной документации всех противопожарных требований из всех разделов проекта. Это позволяло контролировать выполнения противопожарных требований на любом этапе строительства и минимизировать их невыполнение при вводе в эксплуатацию.
Порой приятно видеть плоды своей работы, когда на стадии проектирования выявляешь нарушения норм, в виде отсутствия закольцовки водопровода, отсутствие пожарных гидрантов и т. п. и добиваешься их устранения, а потом с течением времени видишь что все сделано и на этом гидранте установлен пожарный автомобиль, который производит тушение пожара. Конечно, не все было гладко в работе со строителями, порой приходилось выносить постановления о приостановке строительства, выходить для решения противопожарных вопросов на руководство города, области, партийных органов. Большую поддержку нормативной группе оказывал нормативно-технический отдел областного управления, в котором работали Маслов Е. , Бородин В.А., Силявин В.М., Опенкин А. Д, Прокопьев И.Б.
Нормативный отдел части принимал активное участие в строительстве 3-го, 4-го энергоблоков Тюменской ТЭЦ-2, промышленных новостроек Антипинского промузла, строительстве Микрорайонов №3,4,5,6, микрорайонов Восточный, Войновка, промобъектов по Велижнскому тракту, строительстве школ, детсадов, больниц, высотных жилых и административных зданий.
В течение многих лет велись переговоры с Тюменским отделением Свердловской железной дороги о строительстве пожарного депо на станции Войновка. Заслуга руководства части и НТО Ленинского округа в том, что депо было построено. Свердловское отделение железной дороги деньги выделило, пожарное депо, а точнее здание Специализированной части №27 ГУ МЧС по Тюменской области построено. Я думаю, не надо объяснять роль вновь созданного подразделения пожарной охраны для строящихся и существующих микрорайонов: Войновка, Восточный, Восточный-2, Тюменской ТЭЦ-2, и других».
В отделении литерных объектов работали капитаны Лосев Валерий Викторович, Шевцов Анатолий Владимирович, старшие лейтенанты Курочкин Борис Никифорович и Гневашев Сергей Иванович. Литерными объектами в те времена назывались не входящие в состав охраняемых ВПО МВД крупные промышленные, сельскохозяйственные, общественные и административные объекты, которые один раз в год детально обследовались бригадой работников ГПН и не менее двух раза в год – контрольно, закреплённым сотрудником УПО, ОПО.
В тюменской области в те годы имелось 14 отрядов военизированной пожарной охраны на объектах народного хозяйства. В их состав входило около пятидесяти пожарных частей по охране объектов топливно-энергетического комплекса. Но до 1988 года эти отряды и части органами ГПН не являлись. Сотрудники пожарно-профилактических подразделений ОВПО назвались старшими инструкторами, инструкторами и младшими инструкторами по пожарной безопасности и осуществляли «наблюдение за противопожарным состоянием охраняемого объекта». Они вносили «Предложения» по устранению нарушений пожарной безопасности. При обнаружении нарушений противопожарных требований начальники ВПЧ и инструкторы могли лишь составить протокол о нарушении правил пожарной безопасности, который для решения направлялся в районный или городской орган ГПН, или в УПО, ОПО.
Из воспоминаний ветерана пожарной охраны Владимира Григорьевича Подушко:
-" В моем послужном списке есть должность начальника отделения литерных объектов. Компрессорные и нефтеперекачивающие станции, ЛПДС и другие объекты транспортировки нефти и газа, их пожарная опасность были мне знакомы до тонкостей. Я вникал в суть технологического процесса, чтобы на уровне специалистов объекта разъяснять требования пожарной безопасности. Еще тогда пришло понимание, что сотрудники нашей службы, охраняющие «трубу», должны иметь особенную подготовку, так сказать, узкую специализацию. Четвертый отряд, в состав которого входили части по охране объектов «Сибнефтепровода», кроме того, обслуживал стратегически важные для области и страны учреждения. Это моторный завод, завод пластмасс, политархив, хранившийся в Ялуторовске со времен Великой Отечественной войны и др. Было принято решение передать эти части в ведение подразделений Тюменского гарнизона, а четвертый отряд сосредоточить на объектах транспортировки нефти и газа по всей, тогда еще единой Тюменской области. ЯНАО, ХМАО, Юг области стали объектами пристального внимания. Мы проехали все подразделения, оценили условия, в которых несут службу пожарные, подготовили предложения, и обратились к руководству ООО «Сибнефтепровода».
Наше предложение нашло поддержку и понимание, поскольку подобные идеи уже витали в стенах учреждения. Генеральный директор Константин Кириллович Лысяный, позднее Зиновий Николаевич Овчар тесно сотрудничали с УГПС Тюменской области. Заключение договоров было взаимовыгодным мероприятием. Нам в достаточно короткие сроки удалось решить задачи по возведению типовых пожарных депо на объектах, создать условия службы, обеспечить решение жилищного вопроса, организовать обучение личного состава и команд добровольных пожарных, которые всегда были на объектах. Постепенно внедрялись новейшие технологии, на вооружение поставили современную технику".
В группе по надзору за объектами торговли, пожарной автоматике и взаимодействию с ОВО БХСС трудились два выпускника Черкасского пожарно-технического училища МВД СССР 1984 года, инспекторы, лейтенанты Ларченко Алексей Анатольевич и Яцков Василий Николаевич.
В группе по надзору за объектами сельскохозяйственного производства работали капитан внутренней службы Воскресенский Юрий Константинович, и Александр Васильевич Никулин.
В северных округах области организацию деятельности органов государственного пожарного надзора в городах и районах осуществляли отделы пожарной охраны (ОПО) УВД Окрисполкомов.
ОПО УВД Ямало-Ненецкого Окрисполкома руководил подполковник внутренней службы Бровченко Иван Иванович, начальником ОПО УВД Ханты-Мансийского Окрисполкома был подполковник Коваль Иван Иванович.
В городе Тюмени, в окружных центрах и крупных городах ЯНАО И ХМАО, где были созданы городские СВПЧ отделения, инспекции ГПН входили в состав СВПЧ.
В районных центрах отделения и инспекции ГПН входили в состав городских и районных отделов внутренних дел (Г (Р) ОВД), начальники отделений и инспекций ГПН подчинялись непосредственно начальнику Г (Р) ОВД, но имели прямое подчинение УПО УВД Области.
Из воспоминаний ветерана пожарной охраны Юрия Робертовича Леймана:
- "По окончании училища, я прибыл в Аромашевское РОВД (инспекция ГПН была при нем) с красным дипломом и погонами лейтенанта.
В то время пожарный надзор руководствовался «Положением о государственном пожарном надзоре» утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1115 от 26 декабря 1977 года, а также «Наставлением по организации работы органов государственного пожарного надзора» утвержденным Приказом МВД СССР от 15 января 1987 года № 15.
По моему мнению, это было самый грамотный, из всех нормативных документов, регламентирующих деятельность ГПН. В соответствии с ним инспектор обязан был заниматься профилактической работой на предприятиях не менее 15 дней в месяц. Основной целью его работы было приведение объектов в образцовое противопожарное состояние.
Началась работа: два человека в инспекции Болин и я. Для мобильности автомобиль «Москвич» и милицейский мотоцикл «Урал», а в зоне обслуживания весь район, с десятками населенных пунктов, сельскохозяйственных и промышленных предприятий, объектами социального назначении, но мы справлялись.
В то время инспектор госпожнадзора был и РТП (руководитель тушения пожаров) и дознаватель и непосредственно инспектор. В соответствии с «Уставом службы в военизированной пожарной охране МВД СССР», утверждённом Приказом МВД СССР от 05.01.1971 № 1 начальники отделений и инспекций ГПН Г(Р)ОВД являлись старшими должностными лицами районных гарнизонов пожарной охраны и выступали в роли РТП при тушении пожаров. Успевали выезжать на пожары, проводить дознание по пожарам и проверять объекты".
Группа по надзору за объектами сельскохозяйственного производства состояла из двух человек: старшего инспектора капитана Воскресенского Юрия Константиновича и Никулина Александра Васильевича. Объектами внимания группы были совхозы и колхозы 22-х районов южной зоны Тюменской области, и малочисленные хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе, а также авторемонтные заводы в г.г. Заводоуковске, Ялуторовске и Ишиме. Инспекторы осуществляли взаимодействие с Управлением сельского хозяйства, Управлениями «Сельхозтехника» и «Сельхозхимия» Тюменского облисполкома.
Из воспоминаний ветерана пожарной охраны Александра Васильевича Никулина:
-"Основной заботой группы по надзору за объектами сельскохозяйственного производства была организация их своевременного пожарно-технического обследования. Совхозы и колхозы, крупные хлебокомбинаты, и хлебоприемные пункты, животноводческие комплексы относились к объектам первой группы, которые должны были «детально» обследоваться группой сотрудников ГПН не реже одного раза в два года и ежегодно «контрольно». В Тюменском, Ялуторовском, Заводоуковском, Омутинском и Ишимском районах, где были созданы отделения ГПН Г(Р)ОВД проблем с людьми не было, а вот в другие районы, где было по 2, а то и по одному работнику ГПН, приходилось часто выезжать с так называемым «оказанием практической помощи».
Единственными дееспособными подразделениями пожарной охраны в сельской местности были профессиональные пожарные части (ППЧ) в райцентрах. В селах и деревнях, удалённых от райцентров для тушения пожаров создавались добровольные пожарные дружины (ДПД) группы «А» в совхозах и колхозах. Этим подразделениям категорически не хватало пожарных автоцистерн. Поэтому отдел ГПН, через Областное Управление сельского хозяйства и Управление «Сельхозтехники», занимался организацией на Ялуторовском, Заводоуковском и Ишимском авторемонтных заводах изготовлением «приспособленных» пожарных автоцистерн на базе автомобилей ГАЗ-66. Всё что могли, тянули из «богатых» северных отрядов ВПО. В колхозах и совхозах «восстанавливали» даже списанные в металлолом пожарные автоцистерны, а районные ГАИ на это зарывали глаза. Все понимали, что для нужного дела.
Инспекторские проверки деятельности отделений и инспекций ГПНГ(Р)ОВД проводились, как правило, в составе бригады УВД Тюменского облисполкома при инспекторской проверке горрайоргана внутренних дел, один раз в три года. Контрольные проверки деятельности проводились УПО самостоятельно и не ранее, чем через год. По результатам инспектирования деятельности или оказания практической помощи, начальник УПО с заместителями проводили заслушивания выездных бригад».
Группу статистики, дознания и административной практики возглавлял подполковник Долгих Владимир Васильевич. Статистический учет пожаров вели в управлении и проверяли в подразделениях младшие инспекторы Юсупова Галина и Кончанина Ольга Анатольевна.
По словам ветеранов, ад наступал к сдаче годового отчета - десять первых дней января. Компьютеров в те времена ещё не было, поэтому анализ пожаров по кварталам, полугодию, году и по месяцам, по причинам и местам возникновения, виновникам, и т.д. производился «вручную». Данные выбирали из томов журналов учета пожаров и карточек. Тогда в группу статистики, «счетоводами» направлялись ещё несколько сотрудников отдела.
По сути, отдел являлся штабом, в который тянулись все нити управления подразделениями. Сюда стекалась информация по всем видам деятельности, которыми занимаются подразделения пожарной охраны. Специалисты отдела составляли анализ по разным направлениям деятельности, от оперативной обстановки с пожарами до состояния пожарной техники и ремонта пожарных автомобилей.
На основании этих анализов и исследований готовились доклады на совещания и заседания всех ветвей областной власти, принимались решения на уровне УГПС и области в целом.
Из рассказа заместителя начальника Главного управления МЧС России по Тюменской области (по Государственной противопожарной службе), полковника внутренней службы Андрея Владимировича Михновича:
- «Я стал продолжателем дела, берущего начало в восьмидесятые годы прошлого века. В 2000 году, по распределению, я начал службу в отделе координации и статистики. Это была интересная работа. На первом этапе службы в мои обязанности входило: подготовка и протоколирование оперативных совещаний при начальнике УГПС, подготовка решений этих совещаний, полугодовое и квартальное планирование, контроль над выполнением планов, подготовка графиков инспектирования подразделений, участие в инспектировании.
Эталоном офицера управленческого звена стал для меня начальник отдела координации и статистики Игорь Борисович Склюев. Я пытался перенять его методы работы: порядок постановки вопроса, порядок реализации, оценку ситуации. Он все делал спокойно, просто, умел упростить задачи до минимума, чтобы все было ясно. Он понимал, сколько и куда приложить усилия, чтобы получить результат.
В отделе работали Ильдар Халитов, Марина Чикишева и моя будущая жена Ирина Кокшарова. Они занимались сбором информации, статистикой, сверками с отделом дознания, с криминалистическим отделом ГУВД по пожарам, взаимодействием с автономными округами. В начале века, информация из округов шла через Тюмень».
Я уже полностью вошел в ритм работы, когда произошло слияние пожарной охраны с ГО и ЧС. В управлении гражданской обороны имелся свой отдел оперативного планирования, его функции частично перекликались с задачами, выполняемыми отделом координации, поэтому мы оказались в «подвешенном» состоянии. Но вопрос статистики в сфере пожарной безопасности оставался актуальным, и начальник управления надзорной деятельности Сергей Владимирович Зиневич доказал целесообразность работы отдела в составе ГПН. В 2004 году мы всем составом перетекли в управление надзорной деятельности, став не штабным подразделением, а аналитическим. Отдел статистики, так он теперь именовался, возглавил Игорь Борисович Прокопьев, его сменил Алексей Анатольевич Ларченко. Мне предложили должность заместителя начальника отдела. По сути, мы продолжали прежнюю деятельность, которая и сегодня выполняется отделом, возможно, с большим охватом показателей и субъектов аналитических исследований.
Сейчас, с позиции времени, я понимаю, насколько дальновидным был шаг С.В. Зиневича, поскольку, добившись сохранения отдела в составе управления ГПН, он заложил научный подход к профилактической, административной и законотворческой деятельности в области пожарной безопасности».