Еще до большой нефти


В 1960 году Анатолий Викторович Смоленский получил назначение на должность начальника ОПО УВД Тюменской области, самой большой в Советском Союзе.

  

Аппарат отдела пожарной охраны состоял из 13 сотрудников. В каждом районе юга области, и в отдельных районах Ханты-мансийского и Ямало-ненецкого округов трудились по одному работнику. По всей области насчитывалось всего 12 пожарных команд. В областном аппарате и на местах работали энтузиасты своего дела: А.Д. Голубев, В.П. Федоров, В.А. Сосипатров, С.М. Винокуров, Л.Ф.Ларин из Салехарда, К.С.Осколков, М.А. Макаров и другие.

  

Сотрудники областного отдела пожарной охраны: Княжев А.В.,Радченко М.А., Денисенко М.Д., Голубев А.Д., Зиганшина А.Т. 1950год.

Анатолий Викторович Смоленский. Родился в 1922 году. Он участник Великой Отечественной войны.

В 1948 году после службы в армии поступил пожарным в ВПК

 Баку. В 1952 году после окончания Харьковского ПТУ служил

командиром взвода, начальником военизированной пожарной команды спецУПО “Сталинградгидростроя”, В 1955 году после окончания высших пожарно-технических курсов МВД был назначен заместителем начальника ОПО УВД Кировской области, а в 1960 году

направлен начальником ОПО УВД Тюменской области. С 1966

года начальник УПО. Награжден Знаком «Заслуженный работник МВД СССР».

Личных воспоминаний Анатолия Викторовича Смоленского, к сожалению, не сохранилось, но его портрет, как человека, как руководителя, как настоящего пожарного можно составить из воспоминаний коллег и соратников. Прежде всего, это был высококлассный специалист, сумевший организовать работу по обеспечению пожарной безопасности в быстро развивающемся регионе. Смоленский хорошо разбирался в людях, умел отстаивать точку зрения с позиций государственного человека, мог быть строгим, но справедливым, умел оценить творческие порывы коллег, поддерживал инициативу, досконально знал вопросы службы и профилактики и любил свой коллектив, понимая, насколько сложно ставить на рельсы прогресса механизм с багажом их прошлого.

В 1964 году областной отдел пожарной охраны был преобразован в Управление с созданием отдела Госпожнадзора. Потребовалось время для создания боеспособного коллектива. К 1968 году такой коллектив был.

Нормативно-технический отдел ГуПО МВД СССР был организован в конце 40-х годов прошлого столетия. Все нормы (Н-102-54) тогда умещались в одной книжечке, на пятидесяти страницах и касались в основном противопожарных разрывов, кладки печей и величины притопочного листа.

Но область развивалась, новостройки возникали в Тюмени и в самых отдаленных уголках. Требовались новые нормативные акты и их создавали люди - практики, знающие проблему изнутри.

Над нормативными актами трудились начальник отделения нормативно-технического отделения Вешкурцев Павел Константинович, инспекторы ГПН Смоляков Василий Дмитриевич (позднее возглавил отдел). Нормативно-техническую работу курировали в разные годы: Иванов Николай Александрович, Силичев Сергей Михеевич, Федоров Вячеслав Петрович, начинал службу в пожарной охране Велижанин Николай Федорович, Первушкин Николай Филиппович, Княжев Геннадий Павлович, Сорокин Владимир Григорьевич, Бородин Юрий Емельянович, Долгих Владимир Васильевич.

   

 Аппарат организовывал и контролировал всю противопожарную работу в области. За каждым сотрудником была закреплена группа районов и несколько наиболее важных объектов в городе. Командировки на расследование пожаров, участие в госкомиссиях по приемке новостроек, контроль над объектами и профилактика…

  

      Из воспоминаний ветерана пожарной охраны Владимира Васильевича Долгих:

 «В 1964 я прибыл в Ханты-Мансийск, и первым делом направился к начальнику Павлу Григорьевичу Баранцеву. В тот же день познакомился с коллегами Вячеславом Рябиковым и Михаилом Семеновичем Гомзиковым - участником ВОВ.

С районными инспекторами знакомился в процессе работы: - «В Сургуте работал Николай Хомутов, в Нижневартовске - Иван Брыль, в Кандинском - Вячеслав Березин, в Октябрьском - Андрей Дащенко, в Березовском - Василий Федосов, в Урайском - Александр Матюшенко. С этими ребятами я прошел все промышленные предприятия севера области, проверяли отдаленные леспромхозы и совхозы, оленеводческие хозяйства, рыбокомбинаты и деревообрабатывающие учреждения, словом все, что было тогда в Ханты-Мансийском округе, представлявшим собой большую деревню.

 Командировка в район в те годы представляла собой, практически, экспедицию. Из транспортных средств, в зимнее время лошадка, запряженная в розвальни, в отдельных случаях оленья упряжка. Окружной отдел милиции, к которому относилась инспекция государственного пожарного надзора, имел свой конный двор. Собираясь в командировку, инспекторы брали с собой мешок овса, запрягали Каурку или Серка и отправлялись по району. Во всех деревнях были постоялые дворы, где можно было остановиться, накормить лошадь, переночевать и отправляться дальше. В такие командировки я брал с собой ружье, поскольку в дороге можно было встретить волков. От сорокаградусных морозов спасал тулуп или чум оленевода.

 В 1968 году меня перевели на работу в Тюмень, в УПО. В отделе госпожнадзора, которым руководил Александр Дмитриевич. Голубев, работа была поставлена на высоком уровне. Специалисты Владимир Сорокин, Юрий Бородин, Павел Вешкурцев были профессионалами своего дела, немного политиками, немного дипломатами, но в целом, требовательными и ответственными людьми.

 За мной закрепили четыре района. Здесь уже ездили на автобусах, но беда в том, что дорог не было. Едет «ПАЗик» по грунтовке, вдруг дождь, машина останавливается, и дальше пешком или на попутном тракторе. Обстановка с пожарной безопасностью на юге области разительно отличалась от северных округов. Здесь повсеместно на предприятиях работали добровольные пожарные дружины, имелись мотопомпы и техника, которая могла бы их доставить к месту пожара, да и люди были обученные.

Был в моей жизни второй этап северной эпопеи. В 1974 году меня назначили начальником отделения Государственного пожарного надзора в Ямало-Ненецкий автономный округ. Работу начинал с организации дисциплины на местах. То ли от унылых условий, долгой зимы и короткого, окутанного гнусом лета, народ впадал в меланхолию и нередки были случаи пьянства. На третий год титанических усилий, ситуацию удалось переломить. Отделение вышло на первое место в области по основным показателям. Работая в округе, я пользовался поддержкой партийных руководителей и исполнительной власти. Работал в тесном взаимодействии с руководителями предприятий нефтегазодобывающего комплекса. Нет, пожалуй, ни одного объекта, построенного в то время, в приемке которого я не принимал бы участия. И, надо заметить, не все эти объекты принимал с первого раза».

  

В самом начале 70-х объем проектной документации, рассматриваемой пожарной службой стал быстро увеличиваться. С развитием лесной, деревообрабатывающей промышленности, сельскохозяйственного производства на согласование стали поступать проекты предприятий и поселков. Рассмотрение проектов, выдача заключений по ним, выход или выезд на место для контроля над новостройками, участие в государственных комиссиях по приемке объектов - все это требовало не только времени, но напряжения и выдержки. Нередко уже на стадии проектирования закладывались нарушения противопожарных требований норм и правил. Но больше их было в процессе строительства. Где-то средств не хватило, где- то не нашли нужных материалов или применили «новинку», особенно в отделочных работах. Немало находилось таких, кто мыслил себя защитниками государственных интересов, а пожарных как помеху в осуществлении этих интересов. Были хозяйственники, которые действовали бесцеремонно. Они шли к руководству УВД или в обком партии. После этого от руководства УВД требовали призвать инспекторов к порядку. Эта схема нередко срабатывала, и какие нервы надо было иметь руководителям УПО, чтобы отстаивать истинные, государственные интересы.

  

 Из воспоминаний Владимира Григорьевича Сорокина:

«Вместе со специалистами - практиками я пешком обошел, без преувеличения сказать, всю Тюменскую область. Так и ходили от деревни к деревне, от колхоза к колхозу. Транспорта не было. Руководители предприятий, в целом, соглашались с требованиями пожарного инспектора - еще жива была память о 37 годе и страх перед людьми в погонах. Инспекторов государственного пожарного надзора в районах уважали и побаивались. Их знали в лицо не только руководители, но и жители, ведь каждая проверка объекта завершалась встречей и беседой с трудовым коллективом. Иногда приходилось подниматься в четыре часа утра, чтобы успеть на фермы к утренней дойке и застать на месте всех доярок и скотников. Районные инспекторы работали в тесном взаимодействии с партийными органами и исполнительной властью. Ежегодно готовили проекты решений исполкомов на зимний и летний периоды. И все же добиться стопроцентного выполнения правил пожарной безопасности было невозможно. Стоит только представить, в каких условиях работали сельские жители. Печное отопление, сушка хлеба, практически на открытом огне, электропроводка, смонтированная на скорую руку, хранение горючего рядом с сеном и дровами. Инспекторы составляли протокол, опечатывали помещения, сигнализировали в исполком, но нужды хозяйства заставляли председателя колхоза срывать пломбу и продолжать эксплуатацию пожароопасного объекта. Иногда ситуации доходили до комизма.

 Я вместе с представителем Обкома партии был направлен на село, чтобы общими усилиями повысить надои. Приехали в Уват. Я должен был проводить агитационную работу среди колхозников. Выступил перед трудящимися, побеседовал с молодежью, а потом отправился на фермы. В первом же строении опытный глаз пожарного отметил кучу нарушений, среди них «жучки» в электрощитовой. Руководствуясь профессиональными навыками, я отключил ферму от электричества и опечатал помещение кормокухни. Заведующий фермой буквально взвыл, мол, с него требуют повышения надоев, а сами оставляют коров без кормов. Вмешался товарищ из Обкома. Пришлось самому искать куски проволоки и ставить собственноручно «жучки».

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»