Новейшая история ГПН
В начале 90-х годов в стране происходят глобальные социально-политические преобразования. В 1993 году Ханты-мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, расположенные на территории Тюменской области получили статус равноправных субъектов Российской Федерации. Произошло деление административных функций противопожарной службы, государственного пожарного надзора.
В экономике страны наблюдается спад. Многие промышленные предприятия прекратили деятельность, крупные объединения распались на десятки мелких цехов, из которых половина остановилась. На экономическом фоне появились новые виды собственности, что потребовало пересмотра ряда законодательных актов, регламентирующих деятельность государственного пожарного надзора.
23 августа 1993г. Совет Министров Российской Федерации постановлением № 849 преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД РФ. Перед ГПС был поставлен ряд принципиально новых задач, в т.ч. разработка государственных мер нормативного регулирования в области пожарной безопасности, разработка и реализация научно-технической политики, координация противопожарной деятельности министерств и ведомств.
Существенно изменились задачи ГПН, для которого был установлен ряд новых функций и прав в области сертификации продукции и лицензирования отдельных видов деятельности, работ и услуг по пожарной безопасности.
С возникновением предприятий различных форм собственности и рыночных взаимоотношений изменилась организация охраны объектов от пожаров. ГУГПС разработано «Наставление по организации работы ГПС на объектах по договорам».
Основным документом, регулирующим взаимоотношения между подразделениями и администрацией объектов, являлся договор. По инициативе и за счет администрации подразделения ГПС по договору оказывали предприятиям услуги в организации и проведении пожарно-профилактического обслуживания, первоочередных аварийно-спасательных работ.
Из воспоминаний ветерана пожарной охраны Юрия Робертовича Леймана:
-« Мы решали комплекс задач по надзору за особо важными объектами, крупными предприятиями области, объектами с массовым пребыванием людей, объектами социального обслуживания населения, в том числе больницы, общеобразовательные учреждения, кинотеатры, филармония и др. Отделением руководил Сергей Иванович Гневашев, в его подчинении Газинур Хатипович Айнуллин и я – главный специалист.
На основании вышеуказанного наставления утверждался перечень особо важных объектов в Тюменской области, мы готовили приказ о раскреплении объектов за сотрудниками аппарата управления и за инспекторами территориальных подразделений, утверждении планов их проверок. Эти объекты проверялись комиссионно. С середины 90-х годов, проблем с осуществлением, возложенных на сотрудников функций не было. Руководители учреждений, понимая законность требований, устраняли недостатки. Вопреки устоявшемуся мнению, могу утверждать, что нас никогда не воспринимали, как карательный орган. Существовало понимание, того, что мы выполняем, возложенные государством задачи.
Отделением промышленных объектов, помимо организации государственного пожарного надзора, проводилась большая работа по созданию ведомственной пожарной охраны на предприятиях. Эта работа велась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года No24-2 «Об утверждении перечня предприятий, на которых в обязательном порядке создаются подразделения пожарной охраны».
Результатом явились:
Постановление Губернатора области от 22.04.97 No29 «Об утверждении перечня предприятий, организаций и объектов, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана»;
-Постановление Губернатора области от 21 января 1999года№10 «Об утверждении перечня предприятий, организаций и объектов, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана»;
-Постановление Администрации Тюменской области от 17 октября 2001 года No390. Об объявлении "Перечня предприятий, организаций и объектов на территории Тюменской области, подпадающих под действие постановления Правительства РФ от 13 января 1996г. N 24-2".
Перечисленные документы обязывали руководителей предприятий создавать и содержать подразделения ГПС, либо ведомственной пожарной охраны, а ГПН осуществлял контроль над их выполнением.
К примеру, ведомственные пожарные части существовали на комвольно-суконном комбинате «Кросно», «Тюменском судостроительном заводе», «Тюменьсетьснасть», Деревообрабатывающем комбинате «Красный Октябрь», «Тюменский комбинате хлебопродуктов».
Части этих предприятий были включены в расписание выездов Тюменского гарнизона.
Едва ли, хоть одна ведомственная часть из перечисленных предприятий существует на сегодняшний день».
Тем не менее, в стране происходит существенное увеличение количества пожаров.
О необходимости изменения политики государства в области обеспечения пожарной безопасности стали публично заявлять даже государственные служащие. Так, Ф.М. Демидов, заместитель начальника Главка, писал: «Сегодня пожары в России стали настоящим национальным бедствием, тем более опасным, что масштабы потерь не осознаются населением, и многими государственными структурами. Если не принять неотложных мер, то к 2000 году в Российской Федерации число ежегодно погибающих на пожарах достигнет 14 тыс. человек. Относительный уровень потерь от пожаров становится самым высоким среди развитых стран мира и превышает сопоставимые показатели потерь (без учета потерь от гибели и травмирования людей) Японии - в 6,3 раза, Великобритании - в 4,5 раза, США - в 3 раза». Подробный анализ сложившегося положения, подготовленный в основном специалистами государственного пожарного надзора, был изложен в докладе «Горящая Россия» Президенту России. Доклад получил широкий резонанс.
Результатом явился Федеральный закон «О пожарной безопасности», подписанный Президентом Российской Федерации 21 декабря 1994 года. В нем изложены положения о единой системе обеспечения пожарной безопасности, для которой определены полномочия, система неотложных мер в области пожарной безопасности и др.
28 декабря 2004 года Тюменская областная Дума приняла закон «О пожарной безопасности» № 316
Экономическая обстановка в стране в тот период сдерживала реализацию заложенных в законе положений и норм. Тем не менее, стали развиваться такие виды деятельности, как лицензирование и сертификация продукции и услуг. С принятием Федерального Закона «О пожарной безопасности» впервые появилась возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы, т.к. закон давал право ГПС организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности.