Александр Иванович Собинов

Когда отношения с огнем прекрасные


 В августе 1973 года выпускник пожарно-технического училища Александр Собинов был назначен начальником караула 13 СВПЧ г. Тюмени. Перед ним стоял выбор пойти инспектором государственного пожарного надзора или начальником караула. Собинов выбрал оперативную работу. Для этого у него были свои причины: перед выпуском из училища курсантов тренировали по всем дисциплинам и направлениям. После учений преподаватель пожарной тактики посоветовал Александру Ивановичу пойти в инспекторы, поскольку, с точки зрения учителя, он не проявил себя в боевой работе. В тот момент Собинов решил, что будет начальником караула.

«Я всегда стремился к боевой службе,- рассказывает Александр Иванович.– Я мыслил свою профессиональную жизнь, как организатор службы пожаротушения. Чтобы реализовать мечту, я должен был пройти все ступени службы. Окончил училище с «красным» дипломом. Находясь в кабинете начальника Тюменского УПО Смоленского на распределении, вместе с такими же, как я «зелеными» лейтенантами, твердо заявил, что буду начальником караула».


 К молодому начкару относились с уважением, хотя в карауле работали бойцы лет на 15-20 старше его. Шла военизация пожарной части, по сути, коллектив только складывался и начальник части Федор Федорович Юринов четко контролировал не только службу, но и отношения в коллективе. Это он закладывал традиции, которые после дали положительный результат, а сами традиции передаются из поколения в поколение.

 По словам Собинова, он чувствовал поддержку караула, и это предавало ему сил и уверенности.

В жизни Александра Ивановича были тысячи пожаров, но свой первый он помнит отлично. Время вызова, адрес и ситуация – все, как будто это произошло вчера. Уральская,40. Деревянный жилой дом, 16 часов. Подъехали, быстро потушили.

«Там был еще и криминал,- вспоминает ветеран. – Супруги повздорили, и мужчина убил свою жену, а после поджог дом. Пожар потушили быстро, но на разборе я получил нагоняй за то, что водитель не поставил пожарную автоцистерну на гидрант в 40 метрах от горящего дома, что могло ускорить ликвидацию загорания».

 Александр Иванович помнит даже эмоции во время тушения своего первого пожара и утверждает, что не испытал паники и страха, но так же и радости после ликвидации не было.

 

 «Радость появилась потом, много позднее,- делится он. Когда потушишь несколько домов, спасешь людей, когда быстро и качественно организуешь людей на тушение, когда понимаешь, что сделано все правильно и все возможное, вот тогда приходит чувство удовлетворения и гордости за коллектив, за тех ребят, которые выполнили сверхсложные задачи». 

 Пять лет Собинов набирался опыта в должности начкара СВПЧ-13 и еще год служил в должности заместителя начальника ВПЧ-7, а все остальное время из 30 лет службы прошло в штабе пожаротушения.

Алексей Вениаминович Вязниковцев - в то время начальник отдела службы и подготовки УПО УВД предложил Собинову перейти в штаб. На возражения, мол, он еще не готов, Вязниковцев ответил - «Ничего страшного». Так в 25 лет Александр Иванович стал оперативным дежурным штаба пожаротушения.

Названия этой структуры многократно менялось, но суть работы не менялась никогда. В 1997 году Александр Иванович возглавил СПТ и служил в этой должности до 2010 года, до выхода в отставку.

«Оставаясь, все эти годы, в штабе пожаротушения я был очевидцем совершенствования и развития подразделения, роста профессионализма сотрудников. Могу с уверенностью сказать что, люди в штабе пожаротушения всегда были профессионалами с большой буквы, их объединяла любовь к работе. Все стремились расширять свои знания, учились и обучали сотрудников подразделений, они были ответственные и дотошные. Учения, пожары, тренировки не было поверхностного отношения к любым деталям. Сотрудники штаба должны были принимать решения, отвечать за них и личным примером показывать подразделениям, как надо выполнять поставленные задачи. Сотрудники штаба были примером для подражания».

 У него тоже были примеры для подражания. Об этих людях он говорит с теплотой и уважением: Столяров А.М., Морозов А.К., Велижанин А.И., Федоров Г.Н. и еще много людей, ставших учителями и наставниками. Но самым главным и самым значимым примером стал для Александра Ивановича его отец.


«Мой отец – Собинов Иван Иванович более 10 лет прослужил районным пожарным инспектором Надымского райотдела милиции. Я с раннего детства познал суровость края и нелегкий труд огнеборцев. В память врезалось, как зимой отец на оленях уезжал в тундру, где в немногочисленных селениях наводил противопожарный порядок. Как сейчас вижу его нарты, оленей, малицу и меховой гусь, что одевают поверх одежды для защиты от холодного ветра. Отца очень уважали в поселке и в районе. Уравновешенный, правдивый, он заслужил авторитет среди больших и малых руководителей,- с гордостью рассказывает Собинов.

Я боготворил отца, любил примерять его одежду, шапку или фуражку, старался походить на него. Отца перевели в Тюмень, где он работал заместителем начальника ВПЧ-7. Естественно, что я выбрал профессию пожарного. Мне еще не было 16 лет, когда я стал курсантом Свердловского ПТУ».

 Кстати о шапке и боевке. Александр Иванович на пожарах не надевал каску и обязательную боевую одежду пожарного «Шторм». На всех пожарах он был в брезентовом плаще и шапке – ушанке.

«Зеленый плащик теперь хранится у меня в гараже. Мне выдали его в 1973 году в 13-й пожарной части. Он давно поменял цвет, был облит гудроном и не раз опален огнем. Плащ в течение 3-5 дней был непромокаемым.

 Под него надевалась телогрейка, которая оберегала и от жара огня и от холода. Был такой случай: загорелся в Тюмени мясокомбинат, утеплитель в холодильной камере. Дело было летом. А у меня с собой всегда была телогрейка в комплекте к плащу. Руководитель тушения пожара отдал приказ идти внутрь в противогазах. Мы были в помещении длительное время. Ребята, что были со мной, замерзли, а я прекрасно себя чувствовал. Руководство неоднократно высказывалось по поводу моего обмундирования, но своим привычкам я не изменял».

 Александр Иванович утверждает, что с огнем у него были прекрасные отношения, и он его никогда не боялся.

«Бывали случаи, когда приезжаешь на пожар, а там молоденький парнишка, растерялся, не знает, что делать. Идешь с ним вместе, берешь ствол и показываешь, что и как надо делать, а дальше он сам, а ты уходишь. Я любил свою работу».


Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»