Владимир Васильевич Мясников

А по-другому никак!

Родился Владимир Васильевич в первом, послевоенном 1946 году в поселке Елань Свердловской области в рабочей семье. Отец вернулся с войны, где был командиром орудия, а в мирное время стал плотником.

Как и все советские дети, в семь лет пошел в среднюю школу, по окончании которой поступил в медицинский институт. Он искал свое предназначение в медицине и сельском хозяйстве, работал физически и шел к единственной, предназначенной ему цели.

В 1965 году его призывали в ряды Советской Армии. Военком учел спортивную подготовку призывника (с детства Владимир увлекался спортом, лыжными гонками, единоборствами, занимался самбо) и направил его служить в воздушно – десантные войска Советского Союза. Чрезмерной тяжести служба в ВДВ закаленному уральскому парню не доставляла, а однажды даже свела с «дядей Васей», легендарным командующим ВДВ, генералом армии Маргеловым В. Ф. Тогда десантник Владимир Мясников участвовал в показательных выступлениях по боевому самбо (сорок пар на одном ковре), на которых присутствовал генерал.

«Встреча с пожарной охраной у меня произошла случайно, - вспоминает Владимир Васильевич. - Мой друг, возглавлявший местное отделение ДОСААФ, знал, что в Байкаловском районном отделе внутренних дел Свердловской области есть разнарядка на учебу и поступление на службу в МВД на должность пожарного инспектора. Мне предложили. Я согласился».

В те далёкие годы профилактикой пожаров в сельской местности, в совхозах, колхозах, сельских автотракторных предприятиях, на объектах соцкультбыта в райцентрах, в жилье занимались «районные пожарные инспекторы». Пожарно-технические училища в стране с подготовкой необходимого количества специалистов еще не справлялись, а инспекторов ГПН критически не хватало в сельской местности. Поэтому на базе УПО УВД Свердловского облисполкома были созданы 11-ти месячные курсы для подготовки инспекторов ГПН. На эти курсы в 1969 году, по представлению начальника Байкаловского РОВД и был направлен Владимир Мясников.

Учеба давалась легко, авторитет парня, служившего в ВДВ, владевшего боевым самбо, был на курсах непререкаемым. По окончании учебы Владимир Васильевич получил свое первое офицерское звание – младший лейтенант внутренней службы. В 1970 году Мясникова направили в Инспекцию ГПН ОВД Байкаловского райисполкома в должности инспектора. Девять месяцев младший лейтенант Мясников служил инспектором ГПН, а затем пошел на повышение, на должность начальника инспекции ГПН, на капитанскую должность.

В те времена главным пожарным в районе, начальником местного гарнизона пожарной охраны, выступал начальник инспекции, отделения ГПН Г(Р)ОВД.

В состав Байкаловского районного гарнизона пожарной охраны под руководством младшего лейтенанта внутренней службы Мясникова В.В. входили профессиональная пожарная часть (ППЧ) по охране райцентра посёлка Байкалово, а также 9 добровольных пожарных дружин в сельских советах и соответствующих колхозах. На вооружении имелись пожарные автоцистерны или иная, приспособленная для тушения пожаров, автомобильная техника.

Владимир Васильевич решал двуединую задачу: во-первых, это организация деятельности государственного пожарного надзора, во-вторых, – организация пожаротушения в районе.

  Решение поставленных вопросов было возможным только в тесном взаимодействии с руководителями всех структур власти. Рабочие и дружеские контакты с высокопоставленными руководителями коммуникабельный начальник районной пожарной охраны сумел наладить.

  В этот период Владимир Васильевич заочно обучался в Свердловском пожарно-техническом училище МВД СССР, которое окончил с красным дипломом.

В 1975 году Владимир Васильевич переводится на тюменский север, на должность заместителя начальника военизированной пожарной части (ВПЧ) № 23 отряда военизированной пожарной охраны (ОВПО) № 4 в городе Урае Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.

Пожарная часть охраняла на Шаимском месторождении нефтеперекачивающую станцию, комплексный пункт сбора нефти и сливоналивную эстакаду на железнодорожных путях, с которой нефть заливалась в железнодорожные цистерны.

Осваивая новый фронт работ, Владимир Васильевич одновременно поступил на заочное отделение юридического факультета Тюменской высшей школы милиции. В этот период он был назначен на должность начальника ВПЧ и получил звание капитана внутренней службы.

В 1981 году приказом начальника УВД Тюменского облисполкома создан ОВПО-7 по охране объектов производственного объединения «Тюменьтрансгаз», с дислокацией аппарата отряда в поселке Комсомольский (ныне город Югорск). В состав отряда были включены четыре пожарных части: ВПЧ-3, ВПЧ 23 в городе Урае, ВПЧ-4 в поселке Игрим и ВПЧ-9 в поселке Светлый (Пунга). Начальником отряда назначен капитан внутренней службы Мясников В.В.

Владимир Васильевич вспоминал:- «Первоначально аппарат отряда состоял из одного человека, а именно начальника отряда. Жилья не было. Целый год пришлось жить в гостинице. К моему переезду в поселке Комсомольский был единственный представитель военизированной пожарной охраны: инспектор отделения ГПН Советского РОВД старший лейтенант внутренней службы Фомин. К нему был прикомандирован один водитель в смену на две пожарных автоцистерны. Одна - в боевом расчете, другая - в резерве, на отдельном посту, расположенном в поселке Советский на расстоянии 16 километров. От наружного противопожарного водоснабжения в поселке Комсомольский было одно название. Пожарных гидрантов на водопроводных сетях не было. Вода на пожар могла подаваться только из нескольких бытовых колодцев и двух искусственных пожарных водоемов.

Первый серьёзный пожар, произошедший в 1981 году на базе «БПТО и К» производственного объединения «Тюменьтрансгаз», показал всю катастрофичность с организацией пожаротушения. Прямо на пепелище у меня произошел жесткий разговор с директором объединения «Тюменьтрансгаз» Яковлевым Евгением Николаевичем, который дал положительные результаты.

 В течение 3-5 дней вышел приказ Яковлева Е.Н. о строительстве временного пожарного депо на КС «Комсомольская». Депо было построено за три месяца. Мы получили новые пожарные автоцистерны на шасси грузовиков «Урал» повышенной проходимости. Была организована беспроводная связь с пожарной охраной поселка Советский, где базировались две ведомственные пожарные части Комсомольского леспромхоза и Советского деревообрабатывающего комбината.

Постепенно комплектовался штат отряда. Заместителем начальника был назначен майор внутренней службы Торопов Ю.П., пожарной профилактикой занимался старший инженер капитан Зинченко И.П., были подобраны и назначены руководители кадровой службы и финансовой части».

Благодаря энергии и способности Владимира Васильевича к убеждению, нефтяники шли ему навстречу в решении бытовых вопросов. Несмотря на острый дефицит капитального домостроения для собственного персонала, было принято решение о выделении квартир огнеборцам в каждом новом пятиэтажном доме. Одними из первых получили квартиры Торопов Ю.П. и Зинченко И.П. Холостым ребятам предоставляли отдельные комнаты в общежитиях.

– Вы спрашиваете, какими методами пользовался для решения противопожарных вопросов, – смеясь вспоминает Владимир Васильевич, – да разными. Ну вот такой случай. По соседству поселился заместитель министра министерства строительства нефтяных и газовых объектов СССР по фамилии Абрамян. Каждое утро в Москву докладывает, как идет строительство. А по вопросам пожарной безопасности ничего не делается. Материальные склады кругом забиты под козырёк дорогостоящим оборудованием, а ничего нет: ни воды, ни сигнализации, ни средств тушения. Я докладываю, вручаю предписание. Нет реакции. Выношу постановление о запрещении эксплуатации складов. Опечатываем. Пломбы срывают и работают дальше. Я даю команду подогнать два наших «Урала» и подпереть ворота. Сработало. В тот же день пригнали экскаваторы, зарыли цистерны для воды на пожаротушение. Нашли возможность. А по-другому никак!

Необходимость передислокации пожарных частей, обслуживающих объекты ПО «Тюменьтрансгаз», – продолжает вспоминать Владимир Васильевич,- у меня возникла в момент ознакомления с подразделениями, вошедшими в состав отряда. Пожарные части ВПЧ-9 и ВПЧ-4 по сути уже ничего не охраняли. Посёлки Светлый и Игрим, где они располагались, не имели промышленной ценности. Мне удалось убедить директора ВПО «Тюменьтрансгаз» Яковлева Е.Н. принять решение на передислокацию пожарных частей в поселки Комсомольский и Белый Яр. Позднее, для обслуживания компрессорных станций от поселка Уренгой до поселка Комсомольский, была создана и вошла в состав отряда ВПЧ-48.

 Личный состав этой пожарной части состоял из лиц среднего и старшего начальствующего состава ВПО МВД СССР в должностях инструкторов и старших инструкторов пожарной профилактики, с дислокацией по 5 единиц инспекторов пожарной профилактики на каждой из семи КС, размещенных по всей длине магистральных газопроводов. Для укомплектования ВПЧ -48 приходилось собирать кадры со всего Союза ССР. Пятьдесят офицеров пожарной охраны. Они должны были проживать в рабочих поселках - спутниках компрессорных станций, в глубокой глуши Это создавало массу забот не только с бытовым обустройством наших людей, но и с самим подбором желающих в тех местах обосноваться. Инспекторы профилактики работали на КС вахтовым способом, размещаясь в период вахты в приспособленном жилье».

Владимир Васильевич отстаивал перед хозяйствующими субъектами необходимость возведения зданий типовых пожарных депо в поселках Комсомольский и поселке Белый Яр, комплектование их пожарной техникой, что создавало необходимые условия для качественного несения службы. С подачи Владимира Васильевича и его команды в строительство внутригородских водопроводных сетей было включено устройство пожарных гидрантов, средствами обнаружения и тушения пожаров были оборудованы здания социально-культурного назначения, жилье, складские помещения, что значительно улучшило организацию борьбы с пожарами

Строительство Западносибирского нефтегазового комплекса шло в те годы ударными темпами. В двухстах километрах от поселка Комсомольский осваивали Красноленинскую группу нефтегазовых месторождений. Там же возник поселок геологов, буровиков, нефтяников – Красноленинск. Со временем красноленинские нефтяники стали остро нуждаться в присутствии на месте специалистов пожарной охраны. Владимир Васильевич предложил им создать в поселке отдельный пост от урайской ВПЧ-3 ОВПО-7. Было возведено пожарное депо. Впоследствии поселок Красноленинск вырос в город Нягань. В нем был создан ОВПО – 11.

Владимир Васильевич вспоминает: - «В период моей службы в ОВПО-7 с 1981 по 1993 годы возгорания происходили практически ежедневно, но в памяти остались несколько сложных пожаров. Один из них я уже упоминал – он произошел на базе ПТОиК. Другой случился на главном конвейере Советского ЛДК. Комбинат производил на экспорт и для внутреннего употребления мебельную плиту, шесть железнодорожных вагонов в сутки. Предприятие было огромное, оборудование – из Финляндии. Его охраняла объектовая ППЧ.

От искры при проведении сварочных работ в бункере осушки произошел пожар. В ёмкости обращалось около четырёх тонн горячего масла с формальдегидом. Все это сразу вспыхнуло и полилось. Огонь доставал до крыши высотой 14 метров. Пламя по полу пошло в кабельные тоннели. Я на перекрытии чуть в прогар не провалился, когда крышу повело. Потушили, подав пенные стволы.

Помню пожар на РВС-2000 с сырой нефтью на нефтепромысле «Сухой Бор» НГДУ Урайнефтегаз. Там отличился Тимофеев Василий Николаевич, начальник ВПЧ-3, будущий первый начальник ОВПО-11 в городе Нягани. Тоже пеной потушили, по отработанной схеме, по науке, как учили...

 Для сотрудников пожарной охраны сегодняшнего дня Владимир Васильевич Мясников остается легендарной личностью, бойцом, командиром, наставником и хорошим человеком!



Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3452) 590-564
Приёмная
8 (3452) 590-549
Единый «телефон доверия»