Владимир Александрович Стрелов
Большой и замечательный жизненный путь прошел ветеран пожарной охраны, полковник внутренней службы в отставке, начальник Отряда Государственной противопожарной службы №1 по ХМАО-Югре с 1991 по 1999 год Владимир Александрович Стрелов. И этот путь длиной в двадцать четыре года он преодолел вместе с коллективом в первого отряда.
В 1975 году выпускник нефтегазопромыслового факультета Тюменского индустриального института, подающий большие надежды в научных кругах Владимир Стрелов, получил распределение в пожарную охрану. Владимир считал, что его ждет карьера нефтяника. Север, болота, тайга, комары и запах керосина, одним словом - романтика. Но не совпало. В годы мощного освоения нефтегазовых залежей Западной Сибири, в специалистах - технологах нуждалась не только топливно-энергетическая отрасль, но и пожарная охрана, стоявшая на ее защите. Поэтому, часть выпускников тюменских институтов, при распределении приглашалась на службу в ВПО МВД СССР. Среди таких выпускников оказался и Владимир Александрович Стрелов.
Приказом начальника УВД Тюменского облисполкома от 29 июля 1975 года № 317 Стрелов В.А. назначен инженером ОВПО-1 в городе Сургуте. Приказом МВД СССР 26 декабря 1975 года № 672 ему присвоено специальное звание лейтенант внутренней службы.
В Сургут ехал вместе с женой и маленьким сыном, еще не понимая, куда его судьба заведет.
Первое впечатление от первого отряда – желание перераспределиться в НГДУ.
Вот что рассказал Владимир Александрович о первых впечатлениях и разочарованиях, ставших историей 1975-1976 годов: «Когда прибыл в город Сургут, то узнал, что оклад у инженера отряда всего 100 рублей, к нему северный коэффициент 50%, плюс оклад по званию лейтенанта - 40 рублей и плюс выплата за продовольственный паек – 27 рублей. Итого, за минусом подоходного налога - 192 рубля. В то время как однокурсники на промыслах получали по 350-400 рублей. Были попытки уйти, распределиться заново, но тем, кто попал в систему МВД, покинуть её «по собственному желанию» возможности не представлялось.
Он пытался, однако, заместитель начальника отряда по службе Алексей Вениаминович Вязниковцев охладил пыл молодого специалиста, сказав, что три года, по закону, ему придется отработать, а после его дело. И чтобы смягчить тягостную обстановку, возникшую после таких слов, пообещал выделить квартиру в строящемся доме. Обещание выполнил. К новому году семья Стреловых въехала в собственное жилье.
Пожарная служба захватила молодого специалиста своим размахом, значимостью, риском и больше он никогда не помышлял сменить место работы. Вязниковцев, видя в парне толк, недюжинные знания нефтянки, стремление к постижению профессии, стал его личным наставником, за что Владимир Александрович благодарен ему и сегодня.
Первыми учителями и наставниками для молодого специалиста стали Столяров Алексей Максимович, Дягилев Николай Петрович - легендарные личности, стоявшие у истоков становления и развития военизированной пожарной охраны в Тюменской области.
«Все что связано с добычей нефти мне было знакомо, все относительно пожарной охраны пришлось изучать с ноля,- вспоминает Стрелов. – Вновь засел за учебники и инструкции, кстати, научная литература была спутницей всей моей службы в отряде. Нельзя было отставать от научного прогресса в нефтегазовой сфере, которая развивалась бурными темпами, а мы – пожарные должны были идти на шаг впереди. Ведь нам приходилось общаться со специалистами – профессионалами, отстаивать свои требования, обосновывать выводы и предлагать решения».
Должностные обязанности Стрелова В.А. включали профилактическое обслуживание объектов НГДУ «Сургутнефть», «Юганскнефть», Правдинскнефть», Сургутского, Юганского, Салымского, Холмогорского УБР, всех БПТОиКО и ОРСов – всего более 100 объектов. Результатом работы стали дружеские взаимоотношения, тесные служебные и деловые контакты с руководителями объектов бурения, нефтедобычи, комсомольскими, партийными организациями, хозяйственными руководителями, коллегами по работе.
В должности инженера ОВПО-1(с 01.08.75 по 15.06.77 годы) Владимиру Александровичу удалось решить множество вопросов: внедрение системы автоматической противопожарной защиты; автоматизация производственных процессов; изучение пожарной опасности технологических процессов всем профилактическим составом подразделений отряда.
В 1977 году, после трехмесячной первоначалки Стрелову присвоили очередное звание – старший лейтенант внутренней службы и повысили в должности. Старший инженер, единственный нормативщик - нефтяник в отряде в течение пяти лет вел объекты строительства на сургутской земле. В то время сдавалось в эксплуатацию до 240 объектов в год: КНС, ДНС, товарные парки, кусты скважин, нефтегазопроводы – все, что касалось нефтянки. Только в 1977 году длительность нахождения в командировках у Стрелова составила более 240 дней. А еще комсомольцы отряда избирали его своим вожаком.
1978 год. В состав отряда входили военизированные пожарные части по охране объектов ТЭК: ВПЧ-1 в городе Сургуте, ВПЧ-2 в городе Нефтеюганске, ВПЧ-10 в поселке Пойковский, ВПЧ-20 на Сургутской ГРЭС.
Инженерно-инспекторский и профилактический состав этих подразделений находился в подчинении Владимира Александровича. В этот период были приняты в эксплуатацию десятки законченных строительством объектов энергетики, добычи, подготовки, переработки, транспорта нефти и газа.
Приказом начальника УВД Тюменского облисполкома от 16 августа 1992 года № 278 Стрелов был назначен начальником ВПЧ-35 по охране Сургутского газоперерабатывающего завода, одного из самых крупных газоперерабатывающих предприятий в Тюменской области.
Основной задачей завода было превращение попутного нефтяного газа в готовый для дальнейшей переработки продукт. Основная технология и оборудование завода были японские. Это было сложнейшее взрывопожароопасное производство, при этом с недостаточно изученной пожарными технологией. Здесь суждено было Владимиру Александровичу организовать работу военизированной пожарной части № 35.
Задачи, если коротко, стояли следующие: научиться самому и научить подчиненных устранять основные причины возможных пожаров на ГПЗ, а если пожар произойдет, то уметь его потушить с минимальными людскими и материальными потерями.
Вот что он рассказывал о тех незабываемых пяти годах работы в должности начальника ВПЧ-35 ОВПО-1:
«Пожарное депо было только что построено. Много сил и средств пришлось вложить в оформление и внутреннее обустройство. Часть располагалась при заводе, в 25 км от города. Я начал работу с наведения порядка. С половиной личного состава пришлось распрощаться по причине нарушения ими устава, а точнее из-за пьянки,- рассказывает Стрелов. – Зато те, кто остался, в полной мере почувствовали себя членами коллектива. Мы сумели решить вопрос о трудоустройстве жен работников на завод, да и сами пожарные подрабатывали там, а я закрывал на это глаза. Удалось решить жилищную проблему сотрудников, построив на территории части брусовой, шестнадцати квартирный дом, в нем и сегодня живут пожарные».
. В течение 5-ти лет ВПЧ-35 стала одной из лучших частей в Тюменской области, а по итогам 1986 года завоевала 1 место в социалистическом соревновании по служебной деятельности. За 5 лет была построена хорошая спортивная база, команда по пожарно-прикладному спорту части была лучшей в отряде».
В 1983 году коммунисты ОВПО-1 избирают Стрелова секретарем своей партийной организации. В те времена в отряде служили 78 членов коммунистической партии Советского Союза. Это была крупнейшая партийная организаций среди подразделений Управления пожарной охраны, и одна из крупнейших, среди подразделений УВД Тюменского облисполкома.
На посту секретаря партийной организации Стрелов В.А. партийную работу вел живо, не формально. На бюро партийного комитета и на собраниях коммунистов рассматривались животрепещущие вопросы организации служебной деятельности, дисциплины, результатов социалистического соревнования, эффективность работы комитета ВЛКСМ отряда, бытовые вопросы коллектива. Коммунисты отряда, члены бюро партийного комитета и, особенно, их лидер, имели ощутимое влияние на руководителей пожарных частей и подразделений отряда, на нарушителей служебной дисциплины.
В феврале 1985 года приказом начальника УВД Тюменского облисполкома Стрелову В.А. присвоено очередное звание – майор внутренней службы. В начале 1987 года приказом начальника УВД Тюменского облисполкома от 10 марта 1987 года № 63, Владимир Александрович был назначен заместителем начальника ОВПО-1 по службе. Теперь в обязанности Стрелова В.А. входила организация тушения пожаров силами и средствами гарнизона пожарной охраны в городе Сургуте и Сургутском районе, организация и контроль за качеством боевой и профессиональной подготовки в пожарных частях гарнизона. Значительно вырос круг служебных обязанностей, возросла ответственность за те коллективы пожарных частей и личный состав, которыми поручено руководить, управлять и находить требуемые взаимоотношения и взаимопонимание.
К тому же Владимиру Александровичу пришлось вникать в особенности бухгалтерского учета, финансово-хозяйственную деятельность, организацию договорной работы с хозяйствующими субъектами, планированием деятельности противопожарной службы гражданской обороны. Пришлось изучать опыт в других гарнизонах и внедрять в ОВПО-1 новые передовые формы и методы работы. Была создана хорошая учебная база в частях, начато строительство крытого спортивного комплекса при СВПЧ-41, команда ОВПО-1 по ППС вышла в число ведущих в Тюменской области.
В феврале 1991 года Владимиру Александровичу присвоено очередное звание – подполковник внутренней службы, а в марте его назначают на должность начальника ОВПО-1. В тот период отряд был одним из самых мощных и крупных подразделений пожарной охраны в Тюменской области. В отряд входило 12 пожарных частей, наиболее удаленные части дислоцировались на расстоянии более 120 км от Сургута, численность отряда составляла 960 человек.
Этот период в обществе назван «лихими девяностыми» Приоритетными для нового руководителя были задачи повышения социального уровня работников пожарной охраны в городе Сургуте и Сургутском районе; сохранения стабильности в коллективах пожарных частей; сохранения боеготовности дежурных караулов и организационной роли штаба пожаротушения в условиях экономического и социального кризиса в стране.
В 1993-1994 годах отряд стал слишком громоздким, самым многочисленным подразделением и личным составом не только в Ханты-Мансийском округе, а в целом и Тюменской области. Требовалась реорганизация и это Владимир Александрович четко понимал.
Начальник ОГПС-1 Стрелов В.А. и его соратники Каргин В.Мю и Герасименко И.М. работали с руководящими структурами государственной противопожарной службы в Москве и в Тюмени, с руководителями объектов ОАО «Газпрома», «Тюменьэнерно», «Сургутнефтегаз, с окружной и городской законодательной и исполнительной властью, с районными и поселковыми органами местного самоуправления.
Расчеты и экономические обоснования коренной перестройки пожарной охраны Сургутского региона вкупе с убежденностью и энтузиазмом находили в большинстве случаев понимание и компромиссы в решении проблемы.
Коренная реорганизация ОГПС-1, которую тщательно подготовила команда Стрелова В.А. состоялась.
Приказом начальника УГПС УВД Тюменской области от 30 сентября 1994 года № 369 на базе пожарных подразделений ОГПС-1 в городе Лянторе организуется ОГПС-21 по охране объектов НГДУ «Лянторнефть».
Приказом начальника УГПС УВД Тюменской области от 9 января 1995 года №3 организуется ОГПС -7 по охране объектов НГДУ «Федоровскнефть», «Комсомольскнефть» с дислокацией в поселке Федоровский.
В 1994-1995 годах в городах Сургуте, Лянторе, в поселках Федоровский и Солнечный организуются муниципальные пожарные части, содержание и финансирование которых осуществляется из средств местного бюджета.
Решая вопросы кадрового наполнения подразделений, Владимир Александрович через УВД Тюменской области решил вопрос об открытии курсов по первоначальной подготовке пожарных на учебной базе ОГПС-1.
На базе созданных курсов было подготовлено более 120 пожарных для муниципальной пожарной охраны. Через курсы стал проходить первоначальную подготовку весь вновь принимаемый на службу рядовой и водительский состав ОГПС-1. В 1999 году открылся Учебный цент УГПС УВД ХМАО.
В 1996 году Владимир Александрович совместно с администрацией города и своими заместителями разрабатывают целевую программу «Пожарная безопасность в городе Сургуте на 1997-1999 годы». Красноречиво, объемно об этом написано в журнале «Пожарное дело» №2/99 в статье корреспондента этого журнала В. Титкова, с которым поделился мэр города Сургута Александр Сидоров: «Для нас обеспечение пожарной безопасности не мене важно, чем добыча нефти и газа, выработка электроэнергии. Любому специалисту это можно объяснить двумя словами: горят и нефть, и дерево. Программа - а на ее реализацию выделено более 144 миллионов рублей из городского бюджета и внебюджетных источников, охватывает все стороны деятельности пожарной охраны - от совершенствования правовой базы до подготовки специалистов».
Сотни раз Владимир Александрович лично руководил тушением сложных пожаров по номерам 2 и выше. Неоднократно за время его деятельности случались пожары на складах нефтепродуктов, в автотранспортных предприятиях, на газоперерабатывающем заводе, горели нефтегазовые фонтаны. Умелое руководство личным составом, знание и опыт приобретенные за годы службы помогали Стрелову справляться со стихией.
В 1995 году приказом Министра МВД сорокадвухлетнему Владимиру Александровичу присваивают звание полковника внутренней службы, он становится первым среди начальников отрядов ГПС Тюменской области, получивший это высокое звание.
В тяжелое для страны и противопожарной службы время, начальнику ОГПС-1 т его команде удалось создать хороший потенциал, прочно и уверенно поддерживать высокую боеготовность пожарных подразделений, своевременно выплачивать личному составу денежное содержание, обеспечивать обмундированием, пожарно-техническим вооружением и хорошими бытовыми условиями несения службы.
Главное, он сумел сохранить десяткам людей рабочие места, не допустить ликвидации пожарных частей и сокращение штатов.
Большое внимание Владимир Александрович уделял совершенствованию физической подготовке личного состава отряда. Благодаря его личной инициативе и непосредственном участии решались вопросы по строительству спортивно- тренировочного полигона ОГПС-1, спортивных сооружений в пожарных частях, спортивно-тренировочного комплекса в Сургуте на территории ПЧ-41. На 1 января 1999 года в ОГПС-1 было возведено: 10 учебно- тренировочных башен, 11 стометровых полос с беговыми дорожками и спортивными снарядами, 3 спортзала, 4 спортивных класса, 3 тренажерных зала, 8 спортивных площадок, 8 бань-саун, 2 тренажерных комплекса.
Не случайно, что сборная команда ОГПС-1 по пожарно-прикладному спорту всегда была на областных соревнованиях в тройке призёров, наряду со сборными ОГПС-3 из Нового Уренгоя и ОГПС-4 из Тюмени. Не случайно и то, что сборная команда ОГПС-1 занимала призовые места в милицейском многоборье, вырывая победу у бойцов ОМОНа в соревнованиях на приз УВД Тюменского облисполкома.
Успешная организаторская работа на различных должностях принесла Владимиру Александровичи популярность и заслуженный авторитет среди бойцов и командиров отряда, среди коллег из соседних подразделений, уважение руководства противопожарной службы Тюменской области и Ханты-Мансийского округа.
Находясь на заслуженном отдыхе Владимир Александрович активно занимается общественной работой в Совете ветеранов пожарных и спасателей Тюменской области и ХМАО-Югры. Его по праву называют легендарной личностью!