Владимир Григорьевич Подушко
Главным событием в своей судьбе называет пожарную охрану Владимир Григорьевич Подушко – человек, ставший легендой в среде огнеборцев. Он прошел долгую дорогу в огне длиной в 33 года, став профессионалом и примером для сотрудников противопожарной службы.
Владимир Григорьевич родился 23 августа 1954 года в п. Хабарчиха Михневского района Свердловской области. С 1971-1974 годы проходил обучение в Свердловском пожарно-техническом училище, после окончания которого, в 1974 году, был направлен в Тюменскую область. Свой путь в пожарной охране он начал с должности инспектора государственного пожарного надзора, а завершил его начальником УГПС по Тюменской области (с 1990 - по 2004 год).
Во время службы заочно окончил Тюменский инженерно-строительный институт и очно Академию МВД СССР с получением дипломов инженера-строителя и юриста-организатора управления в сфере правопорядка. В 2003 году защитил диссертацию по специальности "Системный анализ, управление и обработка информации"; кандидат технических наук.
Думать и просчитывать каждый шаг – такое правило у Владимира Григорьевича. В УГПС, он сформировал команду единомышленников, с которыми создал и реализовал множество проектов на благо службы и личного состава. Строительство пожарных депо, жилья для сотрудников, решение социальных вопросов, приобретение техники и оборудования – это требовало сил, энергии, терпения в общении с представителями власти и огромного желания. Он понимал своих подчиненных, беседовал с ними и был твердо уверен, чтобы понять проблему, надо идти в народ. Поэтому он стал депутатом Тюменской городской Думы V созыва и успешно решал вопросы населения, будучи заместителем председателя постоянной комиссии по безопасности жизнедеятельности.
На вопрос о наиболее ярких событиях в жизни, Владимир Григорьевич утверждает, что любое воспоминание, так или иначе связано с пожарной охраной. Это неудивительно, ведь Подушко посвятил огненной службе 33 года.
«Выделить отдельные моменты жизни непросто, но есть незабываемые события,- размышляет Подушко. – Например, неудачное поступление в летное училище, после чего случай привел меня в Свердловское пожарно-техническое училище. Это был шаг наугад. Никто из моих близких и знакомых не служил в пожарной охране, поэтому профессия стала для меня открытием, а впоследствии – судьбой».
Карьера Владимира Подушко складывалась успешно. К 28 годам он возглавлял отделение литерных объектов, тогда еще единой области. Компрессорные и нефтеперекачивающие станции и другие объекты союзного значения были под контролем молодого капитана и его сотрудников. В это время произошло еще одно знаковое событие: начальник УПО Алексей Вениаминович Вязниковцев предложил ему занять должность заместителя начальника областного управления пожарной охраны. В подчинении капитана оказались люди со стажем, опытом работы – майоры и подполковники и четыре тысячи человек личного состава. Но, тем и отличается коллектив пожарной охраны, что в нем есть понимание, поддержка и уважение к молодым сотрудникам. Это помогло быстро адаптироваться в новой должности. Через два месяца после назначения Подушко на должность, в область нагрянула проверка ЦК КПСС по линии пожарной безопасности. Впервые, и, наверное, единственный раз в Союзе была такая проверка.
«Север с его бесконечными запасами углеводородов был стратегически важен для страны. Ни для кого не секрет, что пожары там были частыми и значительными. Горели нефтяные и газовые фонтаны, нефтехранилища, и конечно жилье,- вспоминает Владимир Григорьевич. – Установка ЦК КПСС и Правительства была на доскональное изучение проблем и принятия фундаментальных решений по стабилизации обстановки с пожарами. Проверяли все от организации несения службы до технических возможностей оборудования, в том числе нефтегазового. С учетом международного опыта начали подходить к строительству жилищного фонда. В северных районах области рядом с легкогорючими панельными и модульными домами (КДМО) стали возводить поселки из финских домиков. В ходе проверки я понял и оценил, какая ответственность возлагается на руководителя: необходимо знать весь организм службы, чтобы ни одна самая маленькая деталь не дала сбой».
Без отрыва от службы, Подушко успешно окончил Тюменский инженерно – строительный институт. В ходе учебы заместитель ректора предложил студенту – заочнику учиться на очном отделении, чтобы в дальнейшем пойти в науку. После был еще один значительный этап – учеба в Академии МВД СССР. Учеба в ней была довольно сложной, а отбор в Академию проходил несколько инстанций, вплоть до обкома партии. Владимир Григорьевич считает, что кадровый отбор и подготовка резерва на замещение руководящих должностей в советский период были поставлены на высокий уровень.
«Нам уделялось много внимания, с нами беседовали, выслушивали, и делали выводы о дальнейших назначениях,- рассказывает Подушко. – Знать чем живет человек, какие идеи вынашивает, с чем не согласен и что бы изменил, находясь на том или ином посту, помогают именно личные беседы. Будучи начальником УГПС и позднее занимаясь общественной работой и работой в Думе, я всегда считал, что для изучения проблемы надо идти в народ. Официальная статистика, дающая средние показатели, несет позитивную информацию, но надо выслушать людей.
Это правило я реализовал еще в УГПС, введя в штат организационно-аналитический отдел. Его возглавляли кандидаты на должности руководителей самостоятельных подразделений. Это была подготовка высокопрофессиональных специалистов, возможности, и успехи которых я мог отмечать каждый день. Эту школу прошли не все, но тот, кто прошел и сегодня занимает достойные должности и положение в обществе».
Владимир Григорьевич честно признается, что порой представленные предложения были ему не всегда понятны. Тогда он шел к друзьям или специалистам, с их помощью вникал в суть проекта, чтобы после со знанием дела обсудить его в коллективе. Он всегда умел принимать решения и нести ответственность за их реализацию.
«Это было зимой,- вспоминает Подушко.- Столбик термометра опускался за отметку сорок. Мы работали в усиленном режиме, и вдруг звонок от руководства обкома партии. Требовали отправить в одну из тюменских колоний цистерны с водой, поскольку там что-то случилось с водопроводом, а нужно было кормить заключенных. Возражения не воспринимались, а на попытку перевести стрелки на предприятия коммунального хозяйства, последовали угрозы снятия с должности, исключения из партии и т.д. Я исполнял обязанности начальника УГПС, так вышло, что на тот момент у меня не было заместителей, посоветоваться было не с кем. Думал не очень долго и нашел решение: позвонил в обком и сказал, что в машинах вода с пенообразователем, который залит, чтобы бочки не размерзлись, поэтому воду употреблять нельзя».
Принципиальная позиция в исполнении нормативных актов не раз навлекала на Владимира Григорьевича гнев вышестоящих инстанций, но он отстаивал свою правоту на любых уровнях. Однако в правильности принятия одного решения он до сих пор сомневается:
«К седьмому ноября сдавалась в эксплуатацию ЛПДС в Новом Уренгое. Подписать акт приемки я не мог, поскольку нарушений норм и
требований пожарной безопасности было множество. Накануне праздника мне позвонил заместитель Председателя Правительства Виктор Степанович Черномырдин. Узнав о причинах в отказе приемки, попросил подписать акт, а в качестве компенсации пообещал квартиры для сотрудников в новом пятиэтажном доме - целый подъезд, а это были первые дома в панельном исполнении в северных районах области. Я мотивированно отказался, тогда последовал второй и третий звонок, ставки росли. Мы могли решить проблему жилья гарнизона….
Теперь я думаю, надо было переступить через принципы, ведь ЛПДС все-таки была принята в эксплуатацию, было подписано соответствующие постановление Правительства, - с сожалением констатирует Владимир Григорьевич».
Проблему жилья для сотрудников в УГПС решали: строили сами, получали квартиры по договорам, просили и требовали у исполкомов. Большое значение отводилось решению социальных вопросов коллектива. В период, когда оплата труда пожарных была необоснованно низкой, в стране не хватало наличных денег, зарплату не выплачивали месяцами, а финансирование по году начиналось с марта-апреля, изыскивали возможность создать резерв, чтобы с начала года коллектив не чувствовал катаклизмов, происходящих в экономике страны. Зарплата и социальные выплаты производились своевременно, продолжалось строительство… Цену этому благополучию знали только начальник УГПС и его соратники.
Важным этапом в жизни Владимир Григорьевич считает переход к общественно-политической деятельности. В 2002 году он стоял у истоков создания движения сторонников партии Единая Россия. В период смены социального строя, он увидел в Единой России силу, способную поставить страну на созидательные рельсы. Не имея возможности, в силу требований Устава, вступить в ряды партии, он организовал общественное объединение ее сторонников, в которое вошли сотрудники силовых структур области. После отставки из органов внутренних дел он с энтузиазмом включился в работу, заняв пост заместителя руководителя регионального исполкома Единой России, был полномочным представителем исполнительного комитета партии по Тюменской области.
Пожарная охрана для Владимира Григорьевича Подушко – это главное событие в его судьбе. Коллектив, дела и свершения, потушенные пожары и профилактическая работа, ветераны – все это в настоящее время волнует и интересует его. Он не может оставаться равнодушным, когда в области происходит серьезный пожар, зная, что там, рискуя жизнью, работают его соратники, ученики и коллеги.